как светлая ипостась
Юпитера /Шицзин/).
Согласно греческой мифологии, боги первоначально создали не
людей, а андрогинов: это были двуполые существа с двойным
набором органов. Возгордившись, андрогины восстали против богов.
Тогда Зевс расколол каждого из них пополам: Если они и теперь
не усмирятся, я рассеку их еще пополам (квадрат!), и им придется
скакать на одной ноге. По Платону, любовь есть инстинктивное
стремление любящих вновь соединить раздвоенное.
Весьма квадратным в этом смысле было учение Пифагора.
ПИФАГОP (ок. 580-500 до н.э.): в юности учился музыке,
живописи и атлетике, потом - геометрии и астрономии. По
легенде (естественно, не подтвержденной) побывал в Египте,
Вавилоне, Персии и других странах: математические науки он
усвоил от египтян, халдеев и финикиян... а от магов услышал о
почитании богов и о прочих жизненных правилах (Порфирий. Жизнь
Пифагора).
Вернувшись на родину, открыл школу в Кротоне. Поступавшие
туда должны были пройти обет молчания (от 2 до 5 лет), после
чего их посвящали в акусматики (слушатели) или экзотерики
(внешние) и разрешали слушать таинства из-за занавески. В это
время они изучали классические науки - грамматику, риторику и
т.п.
Все, явленное Пифагору, его последователи полагали
законом, его самого чтили как посланца от Зевса, а на себя,
благоговея перед божественным, накладывали обет молчания,
ибо внимали многим священным тайнам - Флавий Филострат.
Жизнь Аполлония Тианского. М., Наука, 1985.
Лишь после этого их посвящали в математики (ученые, т.к.
mathhsis и значит наука) или эзотерики и после обряда
очищения (греч. katharsis /!/, ср. Тахарот у евреев - трактат
о ритуальных очищениях, но очищениях ж е н с к и х) разрешали
участвовать в мистериях.
Требования, предъявлявшиеся Пифагором к ученикам, нам уже
знакомы так же, как и смысл его учения, ибо основы эзотерики везде
одни и те же. Различаются лишь детали.
Ученики должны были соблюдать правила добродетельной жизни
(почитай богов, блюди клятву, уважай родителей, т.е. те же заповеди:
да не будет у тебя иного Бога кроме меня, почитай отца твоего и мать
твою, не лги, не лжесвидетельствуй...) и ряд символических
требований (напр., не ешь сердца, т.е. не удручай себя горем, или
в перстне изображений не носи, т.е. не выставляй напоказ того, что
думаешь о богах).
Они изложены в т.н. Золотых стихах, принадлежащих кому-то
из последователей Пифагора (опубл., в частности, в альманахе:
АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока. N 2. М.,
Terra, 1990). Ничего особо эзотерического в них изначально не
было, если не считать последних стихов, где говорится, что в
результате такой жизни человек освободится от земной оболочки
(ср. сома и сэма) и уподобится божеству.
Однако эзотерики XIX в. (Фабр дОливе и вслед за ним Эдуард
Шюре), прочтя их с высоты своей культуры, не только узнали в
Пифагоре единомышленника, что не удивительно, ибо основы
эзотерики всегда одни и те же, но и приняли этот примитивный
текст за глубоко зашифрованное изложение мыслей, волновавших их
самих, вложив их в него так же, как их современники в Китае
вкладывали глубочайший смысл в столь же примитивные стихи книги
И Цзин. Однако, как мы уже говорили, это не ошибка их, а
заслуга.
Точно так же и образ Пифагора как великого мудреца и
посвященного сложился в умах потомков под влиянием его биографии
в пересказе Аполлония Тианского (I в. н.э.), если не под
влиянием биографии самого Аполлония в пересказе Флавия
Филострата (III в.н.э.). Да и не к одному Пифагору это
относится: история ведь пишется ретроспективно...
Учение же Пифагора, каким мы его знаем сегодня, было
сформулировано не столько им самим, сколько его учениками и
последователями - поэтом Пиндаром, магом Аполлонием, философом
Платоном.
В чем состояло учение, какой именно культ отправляли древние
пифагорейцы и какое божество было в центре этого культа, доподлинно
не известно, - пишет Елена Рабинович (Е.Г. Рабинович. Послесловие к
кн.: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского). Но нам важно не
это.
Важнейшим принципом познания мiра для пифагорейцев служило
число. Оно не только помогало выделить