Het Monster

История эзотерических учений - лекции

как светлая ипостась

Юпитера /Шицзин/).

Согласно греческой мифологии, боги первоначально создали не

людей, а андрогинов: это были двуполые существа с двойным

набором органов. Возгордившись, андрогины восстали против богов.

Тогда Зевс расколол каждого из них пополам: Если они и теперь

не усмирятся, я рассеку их еще пополам (квадрат!), и им придется

скакать на одной ноге. По Платону, любовь есть инстинктивное

стремление любящих вновь соединить раздвоенное.

Весьма квадратным в этом смысле было учение Пифагора.

ПИФАГОP (ок. 580-500 до н.э.): в юности учился музыке,

живописи и атлетике, потом - геометрии и астрономии. По

легенде (естественно, не подтвержденной) побывал в Египте,

Вавилоне, Персии и других странах: математические науки он

усвоил от египтян, халдеев и финикиян... а от магов услышал о

почитании богов и о прочих жизненных правилах (Порфирий. Жизнь

Пифагора).

Вернувшись на родину, открыл школу в Кротоне. Поступавшие

туда должны были пройти обет молчания (от 2 до 5 лет), после

чего их посвящали в акусматики (слушатели) или экзотерики

(внешние) и разрешали слушать таинства из-за занавески. В это

время они изучали классические науки - грамматику, риторику и

т.п.

Все, явленное Пифагору, его последователи полагали

законом, его самого чтили как посланца от Зевса, а на себя,

благоговея перед божественным, накладывали обет молчания,

ибо внимали многим священным тайнам - Флавий Филострат.

Жизнь Аполлония Тианского. М., Наука, 1985.

Лишь после этого их посвящали в математики (ученые, т.к.

mathhsis и значит наука) или эзотерики и после обряда

очищения (греч. katharsis /!/, ср. Тахарот у евреев - трактат

о ритуальных очищениях, но очищениях ж е н с к и х) разрешали

участвовать в мистериях.

Требования, предъявлявшиеся Пифагором к ученикам, нам уже

знакомы так же, как и смысл его учения, ибо основы эзотерики везде

одни и те же. Различаются лишь детали.

Ученики должны были соблюдать правила добродетельной жизни

(почитай богов, блюди клятву, уважай родителей, т.е. те же заповеди:

да не будет у тебя иного Бога кроме меня, почитай отца твоего и мать

твою, не лги, не лжесвидетельствуй...) и ряд символических

требований (напр., не ешь сердца, т.е. не удручай себя горем, или

в перстне изображений не носи, т.е. не выставляй напоказ того, что

думаешь о богах).

Они изложены в т.н. Золотых стихах, принадлежащих кому-то

из последователей Пифагора (опубл., в частности, в альманахе:

АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока. N 2. М.,

Terra, 1990). Ничего особо эзотерического в них изначально не

было, если не считать последних стихов, где говорится, что в

результате такой жизни человек освободится от земной оболочки

(ср. сома и сэма) и уподобится божеству.

Однако эзотерики XIX в. (Фабр дОливе и вслед за ним Эдуард

Шюре), прочтя их с высоты своей культуры, не только узнали в

Пифагоре единомышленника, что не удивительно, ибо основы

эзотерики всегда одни и те же, но и приняли этот примитивный

текст за глубоко зашифрованное изложение мыслей, волновавших их

самих, вложив их в него так же, как их современники в Китае

вкладывали глубочайший смысл в столь же примитивные стихи книги

И Цзин. Однако, как мы уже говорили, это не ошибка их, а

заслуга.

Точно так же и образ Пифагора как великого мудреца и

посвященного сложился в умах потомков под влиянием его биографии

в пересказе Аполлония Тианского (I в. н.э.), если не под

влиянием биографии самого Аполлония в пересказе Флавия

Филострата (III в.н.э.). Да и не к одному Пифагору это

относится: история ведь пишется ретроспективно...

Учение же Пифагора, каким мы его знаем сегодня, было

сформулировано не столько им самим, сколько его учениками и

последователями - поэтом Пиндаром, магом Аполлонием, философом

Платоном.

В чем состояло учение, какой именно культ отправляли древние

пифагорейцы и какое божество было в центре этого культа, доподлинно

не известно, - пишет Елена Рабинович (Е.Г. Рабинович. Послесловие к

кн.: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского). Но нам важно не

это.

Важнейшим принципом познания мiра для пифагорейцев служило

число. Оно не только помогало выделить