и это был Змей с
головами быка и льва, между которыми было лицо бога. Имя его было
Хронос Агераос (Нестареющее Время) - уже знакомый нам сатурнический
образ. А сопровождали его Ананке-Судьба и Адрастея-Мстительница.
Но особенно орфики почитали Диониса.
Образ Диониса, связанный с культом плодородия, очень сложен.
Прежде всего Дионисов было два, позже слившихся воедино: 1) всем
известный Дионис-Вакх, покровитель виноделия, но он же и демон
Азазел, и 2) гораздо более древний Дионис-Загрей, великий охотник,
сын Змея. Если первый в конце попал на Олимп, то второй погиб
примерно так же, как Орфей, и в своих мистериях орфики, конечно,
больше имели в виду второго.
О том, как благостный демон (ангел) Азазел захотел стать
божеством, рассказывается в апокрифической книге Еноха. Азазел
научил мужчин делать мечи, ножи, щиты, а женщин - зеркала и
браслеты. Таким образом Дионис-Вакх, хоть и косвенно,
оказывается очередным культуртрегером, родственным тому же
Еноху, Оанну или самому Гермесу Трисмегисту.
Дионис-Загрей же, помимо прочего, был сыном Персефоны,
богини Подземного царства, нашедшей способ преодолевать порог
смерти (ср. о рыбе, преодолевающей очередной порог, у
суринамцев, лекция 6): так в одном образе слились категории
рождения, плодородия и смерти.
В целом Дионис стал символом освобождения от оков Закона
(своеобразный анти-сатурнический бунт), от преграды, отделяющей
человеческое Я от окружающего его мiра (ср. араб. хаджаб, лекция
8). Это - чувство, интуиция, эмоция в чистом виде, слияние духа и
тела, путь к обожению через расслабление, групповая терапия,
восточный путь единения с Абсолютом (объ-единение, ср. solidaire у
Камю). Вот чему учили своих адептов орфики. Заметим, что они,
разумеется, считали Диониса богом, но у нас с вами речь давно уже
идет о культурном архетипе Диониса. В этом смысле путь Диониса
можно описать как освобождение от Сатурна через Венеру и Юпитер (или,
в новейшей традиции, Плутон).
Как писал Владимир Шмаков, это экстаз, и он уносит душу на
крыльях сладостного безумия в причудливые чертоги Любви, где в
миг высочайшего напряжения... она одновременно испивает и кубок
Смерти, сгорает в этих пламенных объятиях (Шмаков В. Основы
пневматологии. Киев, София, 1994).
Но был и другой путь к обожению, тоже хорошо известный грекам.
Его связывают с образом Аполлона, солнечного бога. Но это не
Солнце-Митра, жизнедатель для всех, а Солнце-Аполлион, губитель,
только уже не для всех, а лишь для избранных им же (`ap-ollyw,
сначала отобрать), бог гармонии - помните у Пушкина: пока не
призовет поэта к с в я щ е н н о й ж е р т в е Аполлон... -
тут не поэт приносит жертву богу, а его самого приносят в жертву.
Это - абсолютизация преграды-хаджаба, не бунт, а принятие
Сатурна, индивидуальная терапия, чистый разум, полный отрыв духа от
тела, одиночный путь к Свету через приобщение к его неописуемой
красоте путем напряжения всех сил и последующий катарсис
(очищение), ставший западным путем единения с Абсолютом
(отъ-единение от всего остального, solitaire у того же Камю). Путь
Аполлона можно описать как уравновешивание Сатурна Венерой и
Солнцем.
В нем тоже есть экстаз, пишет Владимир Шмаков, и он уносит
томящийся дух в светозарные чертоги Света, но в то же время
гнетет человека своим бездушным спокойствием, безразлично
взирающим на скорби и восторги всякого существа.
Беда была только в том, что представления о самом Абсолюте,
пусть даже в форме единого верховного Бога, у греков так и не
сложилось. Орфики, правда, пытались вывести образ единого Бога:
Зевс был Первым, Зевс - Последний, красота блистающей
молнии; Зевс есть Начало, Зевс - Середина, благодаря Зевсу все
совершается. Зевс есть основание земли и звездного неба (цит.
по: Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение
астрономии. М., Наука, 1991), -
- но в окружении сонма греческих богов и божеств архетип Зевса так и
не утратил своих дионисийских черт. Впрочем, по словам того же
Владимира Шмакова,вовсе отрицать очевидность Его бытия греки не
могли, а потому нашли своеобразную замену Абсолюту: это абстрактная
идея Судьбы, Мойры (она же Anagkh - Рок), непостигаемой, но
одинаково властно тяготеющей как над людским родом, так и над
бессмертными обитателями Олимпа (там же).
Однако Ананке-Рок греков или