стоянки,
плюс указывается, что Солнце-огонь есть важнейшая из сфер, сфера
Еноха-Идриса. Каббалистический принцип работы с буквами обогащается
понятием харфа - образа буквы (Ибн-Араби. Мекканские откровения,
ч. I, гл. 26). Ведантийское представление о мiровой иллюзии, майе,
раскрывается как неслиянное единство единичности (Бог) и
множественности (все остальное), Света (Бог) и Тени (Его проявления),
изящно намекая на пару Ормузд-Ариман и одновременно отрицая
самосущность, бытийность последнего...
Столь тонкие взаимосвязи и можно было ощутить (именно ощутить, а
уж потом вывести логически) лишь после того, как люди ознакомились со
связями более грубыми - тройка, восьмерка, дюжина, 22... У суфиев
число таких связей бесконечно. Чтобы ощутить их, необходимы были
образованность, интуиция и высокое эзотерическое сознание, отличавшие
и иудейских, и мусульманских, и христианских ученых того времени. Но
если каббалисты ограничились разработкой этих связей в пределах
своего шумеро-семитского культургута, своей философии и религии (и
- лишь позже - христианской), то суфии, точнее, их великие шейхи,
пожалуй, и на сегодняшний день первые в освоении и осмыслении всех
важнейших отделов нашей эзотерической культуры.
Понять их труды не просто - или, по крайней мере, не всегда
просто. Суфии выработали свой образный язык, во многом предвосхитив
приемы поэтов-символистов.
Так, у Сухраварди в Чужбине Запада есть сцена, когда
путешественник поднимается на высокую гору и обнаруживает там
Источник жизни, в котором плавают рыбы. Он спрашивает у них, кто
они.
Одна из рыб, что пустилась в свой путь, свободно уплывши в
море, отвечала мне: это то, к чему ты стремился... Эти рыбы -
тебе подобные, вы - сыновья одного Отца. С ними случилось то же,
что и с тобой. Вы - братья (перев. А. Смирнова).
Вспомнив Рыбу-Оаннеса и рыбу, преодолевающую очередной
порог у суринамцев, мы поймем, что это означает.
Таким же образом зашифровывались или, точнее, поэтизировались и
алхимические понятия, и любовный лексикон, и все прочие вещи, о
которых не следовало говорить прямо.
Литература по суфизму обширна. На русском языке изданы труды
Аль-Газали, Ибн Рушда, Ибн Халдуна, Руми, Фараби, Ибн Араби. Вышел и
любимый на Западе современный толкователь суфизма Идрис Шах (Суфизм.
М., 1994).
Подобно Бхагван Шри Раджнешу, изложившему индийское учение
в категориях, понятных для людей Запада, Идрис Шах делает то же
самое в отношении суфизма. Но, в отличие от Раджнеша, Идрис Шах
пытается объяснить суфийские тайны через их сравнение с
Тайнами Запада (Св. Франциск и Бл. Августин, тамплиеры и
розенкрейцеры), чем лишь запутывает читателя, не знакомого ни с
тем, ни с другим. Чтобы действительно понять смысл суфизма,
начинать лучше с великих шейхов или хотя бы с работ Александра
Игнатенко об Ибн-Хальдуне и Андрея Смирнова об Ибн Араби.
Игнатенко А.А. Ибн Халдун. М., 1980; В поисках счастья. М.,
1989.
Об успехах прикладных эзотерических наук (астрологии, алхимии и
т.д.) у арабов говорить не будем - это слишком хорошо известно, да и
времени у нас больше нет. Закончим же мы сегодняшнюю беседу цитатой
из Корана:
Скажи [им так]: я не говорю вам, что У меня сокровища
Божии, ни того, что [я] знаю тайное. [Я] не говорю вам, что я
ангел. Я следую только тому, что дано мне откровением. Скажи
[им так]: Зрячий и слепой равняются ли один другому? Ужели вы
не размышляете об этом?
Коран, сура Скот (VI:50).
. История эзотерических учений
Лекция 9. Греки и варвары.
Греки
Взгляды и достижения древних греков составляют неотъемлемую
часть нашей культуры (я имею в виду культуру христианскую или
западную), а потому всем хорошо знакомы. Поэтому мы не будем
вдаваться в общеизвестные подробности, а опять-таки попробуем
выделить основные черты греческой эзотерической мысли.
В конце эры Овна, а точнее, в период становления мiровых религий
и философий - VI-IV вв. до н.э. - греки поклонялись обширному
пантеону космических и иных богов, духов или героев, у которых были
свои жрецы и храмы или алтари, священные рощи, ручьи и реки.
Были у них, естественно, также всяческие нимфы, наяды и
дриады, по сути те же винти и аку-аку (см. лекцию 6).
У богов просили заступничества и спрашивали совета.