Het Monster

История эзотерических учений - лекции

стоянки,

плюс указывается, что Солнце-огонь есть важнейшая из сфер, сфера

Еноха-Идриса. Каббалистический принцип работы с буквами обогащается

понятием харфа - образа буквы (Ибн-Араби. Мекканские откровения,

ч. I, гл. 26). Ведантийское представление о мiровой иллюзии, майе,

раскрывается как неслиянное единство единичности (Бог) и

множественности (все остальное), Света (Бог) и Тени (Его проявления),

изящно намекая на пару Ормузд-Ариман и одновременно отрицая

самосущность, бытийность последнего...

Столь тонкие взаимосвязи и можно было ощутить (именно ощутить, а

уж потом вывести логически) лишь после того, как люди ознакомились со

связями более грубыми - тройка, восьмерка, дюжина, 22... У суфиев

число таких связей бесконечно. Чтобы ощутить их, необходимы были

образованность, интуиция и высокое эзотерическое сознание, отличавшие

и иудейских, и мусульманских, и христианских ученых того времени. Но

если каббалисты ограничились разработкой этих связей в пределах

своего шумеро-семитского культургута, своей философии и религии (и

- лишь позже - христианской), то суфии, точнее, их великие шейхи,

пожалуй, и на сегодняшний день первые в освоении и осмыслении всех

важнейших отделов нашей эзотерической культуры.

Понять их труды не просто - или, по крайней мере, не всегда

просто. Суфии выработали свой образный язык, во многом предвосхитив

приемы поэтов-символистов.

Так, у Сухраварди в Чужбине Запада есть сцена, когда

путешественник поднимается на высокую гору и обнаруживает там

Источник жизни, в котором плавают рыбы. Он спрашивает у них, кто

они.

Одна из рыб, что пустилась в свой путь, свободно уплывши в

море, отвечала мне: это то, к чему ты стремился... Эти рыбы -

тебе подобные, вы - сыновья одного Отца. С ними случилось то же,

что и с тобой. Вы - братья (перев. А. Смирнова).

Вспомнив Рыбу-Оаннеса и рыбу, преодолевающую очередной

порог у суринамцев, мы поймем, что это означает.

Таким же образом зашифровывались или, точнее, поэтизировались и

алхимические понятия, и любовный лексикон, и все прочие вещи, о

которых не следовало говорить прямо.

Литература по суфизму обширна. На русском языке изданы труды

Аль-Газали, Ибн Рушда, Ибн Халдуна, Руми, Фараби, Ибн Араби. Вышел и

любимый на Западе современный толкователь суфизма Идрис Шах (Суфизм.

М., 1994).

Подобно Бхагван Шри Раджнешу, изложившему индийское учение

в категориях, понятных для людей Запада, Идрис Шах делает то же

самое в отношении суфизма. Но, в отличие от Раджнеша, Идрис Шах

пытается объяснить суфийские тайны через их сравнение с

Тайнами Запада (Св. Франциск и Бл. Августин, тамплиеры и

розенкрейцеры), чем лишь запутывает читателя, не знакомого ни с

тем, ни с другим. Чтобы действительно понять смысл суфизма,

начинать лучше с великих шейхов или хотя бы с работ Александра

Игнатенко об Ибн-Хальдуне и Андрея Смирнова об Ибн Араби.

Игнатенко А.А. Ибн Халдун. М., 1980; В поисках счастья. М.,

1989.

Об успехах прикладных эзотерических наук (астрологии, алхимии и

т.д.) у арабов говорить не будем - это слишком хорошо известно, да и

времени у нас больше нет. Закончим же мы сегодняшнюю беседу цитатой

из Корана:

Скажи [им так]: я не говорю вам, что У меня сокровища

Божии, ни того, что [я] знаю тайное. [Я] не говорю вам, что я

ангел. Я следую только тому, что дано мне откровением. Скажи

[им так]: Зрячий и слепой равняются ли один другому? Ужели вы

не размышляете об этом?

Коран, сура Скот (VI:50).

. История эзотерических учений

Лекция 9. Греки и варвары.

Греки

Взгляды и достижения древних греков составляют неотъемлемую

часть нашей культуры (я имею в виду культуру христианскую или

западную), а потому всем хорошо знакомы. Поэтому мы не будем

вдаваться в общеизвестные подробности, а опять-таки попробуем

выделить основные черты греческой эзотерической мысли.

В конце эры Овна, а точнее, в период становления мiровых религий

и философий - VI-IV вв. до н.э. - греки поклонялись обширному

пантеону космических и иных богов, духов или героев, у которых были

свои жрецы и храмы или алтари, священные рощи, ручьи и реки.

Были у них, естественно, также всяческие нимфы, наяды и

дриады, по сути те же винти и аку-аку (см. лекцию 6).

У богов просили заступничества и спрашивали совета.