четверть века
спустя его учение обрело официальную редакцию (Коран), которая не
меняется до сих пор; почти сразу появились Сунна и Хадисы (Предание и
Рассказы), а затем многочисленные Тафсиры (Комментарии), толкования и
комментарии к толкованиям (вспомните Тору и Талмуд).
Очень скоро Ислам распался на два больших течения (суннизм и
шиизм), четыре мазхаба (школы в суннизме) и множество более мелких
направлений, сект, орденов и толков. Это произошло не в последнюю
очередь потому, что Ислам распространялся на территориях, уже занятых
другими, часто достаточно развитыми учениями (как религиозными, так и
философскими), а потому вынужден был кое-что у них перенимать. Не
боролись мусульмане и с языческими жрецами (магами), прорицателями
и гадателями.
Преимущество Ислама заключалось именно в его
веротерпимости. В отличие от предыдущих идеологий Ислам
действовал не кнутом, а пряником (эра Овна давно прошла): он
не требовал от неверных перехода в свою веру, а лишь
предоставлял им такую возможность, зато связанную с целым рядом
привилегий.
Первые суфийские общины появились, как говорят, в IX веке, и
именно в тех местах, где преобладало христианское или буддийское
население. Название СУФИ происходит от араб. суф - шерсть и было
дано мусульманским подвижникам по их шерстяной одежде, как пишет
академик Бартольд (Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.,
Наука, 1966; М., МГТУ, 1992), хотя христианские ученые до начала ХХ
века были уверены, что это слово одного корня с греческой
Премудростью-Софией.
Суфии предпочитали аскетический образ жизни и скрывали свои
добродетели, стараясь своими внешними поступками вызвать осуждение
людей (Бартольд). Своей целью они считали единение с Богом
(обожение), достичь которой полагали посредством экстаза, для чего
применяли как самоуглубление (медитацию), так и самоистязание. Однако
для нас интересны не рядовые члены братств, а ученые - посвященные,
убежденные в том, что во все времена в мiре пребывала некая высшая
мудрость, единая для всех религий и народов (Кныш А.Д. Сухраварди.
В: Ислам. Энциклопедический словарь. М., Наука, 1991).
Абу Хамид ал-Газали (XI в., Избавляющий от
заблуждения), Шихаб ад-дин Сухраварди (XII в., Чужбина
Запада), Мухи ад-дин Ибн-Араби (XIII в., Мекканские
откровения), аш-Шазили, Астарабади, Ибн-Таймийа...
Они стремились синтезировать эту мудрость, используя
эзотерический опыт всех существовавших тогда мiровых религий и
философий, блестяще оперируя их понятиями и находя все новые
тонкости, значения и оттенки. Суфизм - характерное порождение эры
Рыб, результат работы интуиции там, где невозможны логические
дискурсы (Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. Опыт парадигмального
анализа философии Ибн-Араби. М., Наука, 1993), ибо невыразимое
можно выразить только путем умолчания (конфуцианцы).
Так, они приняли постулат дзен-буддизма о том, что Я - это
преграда (хаджаб, заслон) на пути познания действительности. Чтобы
постичь действительность, надо снять эту преграду (Агахи А.М.
Значение противоборства религиозно-философских течений ахбари и
осули в идеологической борьбе своего времени. В: Иран. История и
культура в Средние века и Новое время. М., Наука, 1980). А для
этого нужно познать самого себя - Gnori se auton, как говорили греки:
Душа всех наук состоит в том, Чтобы познать, кто я такой -
сказал Джалаледдин Руми (1207-73), поэт и философ (Есть книга: Фиш Р.
Джалаледдин Руми. М., 1972.)
Путь же познания мiра и человека, путь самоусовершенствования
назывался у суфиев Тарикат (Tariqah). Это понятие нам тоже знакомо -
вспомните дао или путь самоусовершенствования в йоге и буддизме.
Из Каббалы суфии восприняли многие идеи об устройстве мiра,
дополнив и развив их. Так, сфер или уровней мiроздания (вспомните
сферы у бенинцев или сфирот у каббалистов) они насчитывали 15
(перечисляются сверху вниз):
1 Престолы 8 Солнце
2 Троны 9 Венера
3 знаки Зодиака 10 Меркурий
4 лунные стоянки 11 Луна
5 Сатурн 12 эфир
6 Юпитер 13 воздух
7 Марс 14 вода
15 земля
Это напоминает распределение ангельских чинов и стихий в Талмуде
и у христиан, но к ним добавляются уже знакомые нам астральные
сущности - семь планет и двенадцать знаков, а также лунные