/ 9 / творений
Муладхара / Йесод (Олам ха-Йецира)
/ |
--------------------------------|-----------------------------------
| /
10 / Мiр
Малкут / реальностей
/ (Олам ха-Асия)
--------------------------------------------------------------------
Все эти сфирот подразделяются на четыре мiра. В самом высшем, в
мiре эманаций или сияний, обитает лишь Бог да души, прошедшие процесс
обожения (слияния с Абсолютом, уподобление божеству) - или, как
говорят евреи, - узревшие ШЕХИНУ (Божественное присутствие).
Человек принадлежит трем следующим мiрам, хотя живет и
действует, конечно, в самом нижнем (а по количеству оболочек и
самом бедном) - в мiре реальностей, в физическом мiре. Некоторые
вообще ничего не видят и не хотят видеть, кроме этого мiра.
Следующий (снизу) мiр - астральный, мiр творений, в нем обитают
д у ш и - не только человека, но всех живых существ. Под творениями
здесь понимается результат (цель, telos) созидательного акта.
Истоки же созидания, его начала обитают в мiре творчества,
ментальном. Это идеи, как чистые (абстрактные), так и
персонифицированные (ангелы и духи - винти и аку-аку). Они
перемещаются между тремя высшими мiрами, как правило, не сходя в мiр
физический. В каждом из трех высших мiров имеется, как мы видим, по
три сферы (сфирот).
Посредником между Богом и Вселенной служит солнечный ангел
Митатрон (Митра).
В совр. каббалистике к классическим 10 с. добавляют еще две,
Клифот и Даат. Литература о сфирот очень обширна. Подробнее см.,
напр.: Лайтман М. Кабала: Тайное еврейское учение. Новосибирск, 1993;
Ленен (Lenain). Каббала. Пер. с фр. А.В. Трояновского. СПб., 1914,
репринт М., Азъ 1993; Веташ В., Семира. Астрология и мифология.
Часть II: Каббала. Воронеж, 1993; Zev ben Shimon Halevi. Kabbalah.
Tradition of Hidden Knowledge. N.Y. 1985.
Если у нас есть время, мы можем рассмотреть каждую из сфирот по
отдельности. Перечислим их снизу вверх:
МАЛХУТ, Малкут (ивр. Царство): 10-я, самая нижняя из
сфирот (см.), представляющая мiр Pеального (Олам ха-Асия): это
те самые царства, из которых состоит реальный или физический
мiр - царства животных, растений и минералов, а также
человеческие царства. Будучи самой нижней, она олицетворяет
также начало нового цикла - вертикаль, соединяющая все сфирот,
продолжается вниз и снова подходит к высшей из сфирот (Кетер),
показывая таким образом, что конец заложен в начале (Сефер
Йецира).
ЙЕСОД (евр. IESOD - фундамент, основание, англ. Yesod):
девятая из 10 сфирот (см.), принадл. к миру Творения (Олам
ха-Йецира, царство Природы). Синтезирует влияние высших сфирот и
передает его последней из них, Малкут, служа как бы связующим
звеном между низшим и высшими мiрами. Йесод - завершение
туловища, знак священного Завета (Минха ле-Эрев Шаббат),
аналогичное чакре Муладхара. Это - основание мiра творений,
включающего также Эхо (Ход) и Преодоление преграды (Нецах).
ХОД (ивр. CHOD, отражение света и звука, эхо, трад.
перевод - Слава): восьмая из 10 сфирот (см.), ответвление
сфиры Гвура. Проявляется в человеческой душе в желании
восхвалять и благодарить Всевышнего, признавать истины, которые
выше человеческого понимания.
НЕЦАХ (халд. NZH победа, ивр. вечность): седьмая из
десяти сфирот (см.). Проявляется в преодолении препятствий на
пути распространения божественного света. Принадлежит к мiру
Творения (Олам ха-Йецира). О седьмой и восьмой сфирот сказано:
Нецах и Ход (см.) - это ноги... Точные весы символизируют две
надежные опоры, Нецах и Ход (Минха ле-Эрев Шаббат).
ТИФЕPЕТ (красота, от евр. PAAR - украшать): шестая
сфира (см. сфирот) - Красота, Гармония, срединный столп, на
котором покоится мiроздание, основание мiра творчества (Олам
ха-Бриа), включающего также Силу (Гвура) и Добро (Хесед). В
человеч. теле - туловище (Минха ле-Эрев Шаббат). Понимание
Красоты, наличие чувства Прекрасного - необходимое условие,
основа творчества.
ГВУРА (евр. GEBOURAH - могущество, сила, от гавар - быть