Het Monster

История эзотерических учений - лекции

/ 9 / творений

Муладхара / Йесод (Олам ха-Йецира)

/ |

--------------------------------|-----------------------------------

| /

10 / Мiр

Малкут / реальностей

/ (Олам ха-Асия)

--------------------------------------------------------------------

Все эти сфирот подразделяются на четыре мiра. В самом высшем, в

мiре эманаций или сияний, обитает лишь Бог да души, прошедшие процесс

обожения (слияния с Абсолютом, уподобление божеству) - или, как

говорят евреи, - узревшие ШЕХИНУ (Божественное присутствие).

Человек принадлежит трем следующим мiрам, хотя живет и

действует, конечно, в самом нижнем (а по количеству оболочек и

самом бедном) - в мiре реальностей, в физическом мiре. Некоторые

вообще ничего не видят и не хотят видеть, кроме этого мiра.

Следующий (снизу) мiр - астральный, мiр творений, в нем обитают

д у ш и - не только человека, но всех живых существ. Под творениями

здесь понимается результат (цель, telos) созидательного акта.

Истоки же созидания, его начала обитают в мiре творчества,

ментальном. Это идеи, как чистые (абстрактные), так и

персонифицированные (ангелы и духи - винти и аку-аку). Они

перемещаются между тремя высшими мiрами, как правило, не сходя в мiр

физический. В каждом из трех высших мiров имеется, как мы видим, по

три сферы (сфирот).

Посредником между Богом и Вселенной служит солнечный ангел

Митатрон (Митра).

В совр. каббалистике к классическим 10 с. добавляют еще две,

Клифот и Даат. Литература о сфирот очень обширна. Подробнее см.,

напр.: Лайтман М. Кабала: Тайное еврейское учение. Новосибирск, 1993;

Ленен (Lenain). Каббала. Пер. с фр. А.В. Трояновского. СПб., 1914,

репринт М., Азъ 1993; Веташ В., Семира. Астрология и мифология.

Часть II: Каббала. Воронеж, 1993; Zev ben Shimon Halevi. Kabbalah.

Tradition of Hidden Knowledge. N.Y. 1985.

Если у нас есть время, мы можем рассмотреть каждую из сфирот по

отдельности. Перечислим их снизу вверх:

МАЛХУТ, Малкут (ивр. Царство): 10-я, самая нижняя из

сфирот (см.), представляющая мiр Pеального (Олам ха-Асия): это

те самые царства, из которых состоит реальный или физический

мiр - царства животных, растений и минералов, а также

человеческие царства. Будучи самой нижней, она олицетворяет

также начало нового цикла - вертикаль, соединяющая все сфирот,

продолжается вниз и снова подходит к высшей из сфирот (Кетер),

показывая таким образом, что конец заложен в начале (Сефер

Йецира).

ЙЕСОД (евр. IESOD - фундамент, основание, англ. Yesod):

девятая из 10 сфирот (см.), принадл. к миру Творения (Олам

ха-Йецира, царство Природы). Синтезирует влияние высших сфирот и

передает его последней из них, Малкут, служа как бы связующим

звеном между низшим и высшими мiрами. Йесод - завершение

туловища, знак священного Завета (Минха ле-Эрев Шаббат),

аналогичное чакре Муладхара. Это - основание мiра творений,

включающего также Эхо (Ход) и Преодоление преграды (Нецах).

ХОД (ивр. CHOD, отражение света и звука, эхо, трад.

перевод - Слава): восьмая из 10 сфирот (см.), ответвление

сфиры Гвура. Проявляется в человеческой душе в желании

восхвалять и благодарить Всевышнего, признавать истины, которые

выше человеческого понимания.

НЕЦАХ (халд. NZH победа, ивр. вечность): седьмая из

десяти сфирот (см.). Проявляется в преодолении препятствий на

пути распространения божественного света. Принадлежит к мiру

Творения (Олам ха-Йецира). О седьмой и восьмой сфирот сказано:

Нецах и Ход (см.) - это ноги... Точные весы символизируют две

надежные опоры, Нецах и Ход (Минха ле-Эрев Шаббат).

ТИФЕPЕТ (красота, от евр. PAAR - украшать): шестая

сфира (см. сфирот) - Красота, Гармония, срединный столп, на

котором покоится мiроздание, основание мiра творчества (Олам

ха-Бриа), включающего также Силу (Гвура) и Добро (Хесед). В

человеч. теле - туловище (Минха ле-Эрев Шаббат). Понимание

Красоты, наличие чувства Прекрасного - необходимое условие,

основа творчества.

ГВУРА (евр. GEBOURAH - могущество, сила, от гавар - быть