славу еврейских ученых во всех странах Востока и
Запада - сделав многих из них еретиками в глазах ортодоксальных
иудеев.
Издания:
- Сефер Ецира - Книга Творения, в сб. Аум - Синтез
мистических учений Востока и Запада, N 3, М., 1990; есть также в
книге Папюса (Каббала) и в журнале Наука и религия N 11/93;
- Раби Шимон. Фрагменты из трактата Зогар. Пер. с арамейск.,
сост., статьи, примеч. и коммент. М.А. Кравцова - М., Гнозис, 1994.
Книги эти также составлялись довольно долго, на основе
сохранившихся записей, устных преданий и собственных размышлений
составителей, главными из которых можно назвать Авраама бен
Давида из Толедо (XII в.) и Моисея бен Шем-Тов из Леона (XIII
в.). Далее они обрастали комментариями и добавлениями, а к XVI в.
в городе Цфате (Safed, Палестина) сложилась целая эзотерическая
Академия.
Большое количество вековых наслоений плюс терминология,
восходящая местами еще к Шумеру и Вавилону, создает впечатление о
невероятной сложности этого учения. На самом же деле смысл его прост
и уже отчасти знаком нам.
В основе всего, считает Каббала, находится единое Божество, воля
которого выражена в числах и словах. В мiре 3 элемента (огонь, вода,
воздух), 7 планет, 12 созвездий; в году 3 времени (холодное, теплое,
влажное); в теле человека 3 осн. деления (голова, грудь, живот), 7
ворот (отверстия тела). Душа - это сложная субстанция, включающая
пять элементов: Нефеш (душа), Руах (дух), Нешама (дыхание),
Йехида (единственная) и Хайа (живая). Все мiроздание зиждется на
10 первых числах и 22 буквах.
Чтобы понять божественную волю, нужно проникнуть в истинный
смысл цифр и букв. Для этого необходимо особое состояние души -
КАВАНА (вдохновение), достигаемое постом и молитвой, - и умение
мыслить ее категориями.
Это, во-первых, десятичная система членения мiра. Почему она
десятичная, мы уже знаем. К тому же она сложилась так давно, что
успела стать канонической: это не только Десять заповедей,
повторяющиеся в Торе дважды (Исх. 20:2-17 и Втор. 5:6-21), но и
прямое перечисление десяти оболочек или законов, составляющих
основу мiра:
Ты явил мiру десять оболочек, которые мы называем десять
сфирот, чтобы с их помощью управлять мiрами скрытыми, которые
невидимы, и мiрами открытыми... (Минха ле-Эрев Шаббат. Сидур
Техилат ха-Шем, Иерусалим-Вильнюс 1990. Минха ле-Эрев Шаббат -
это Молитва на исход Cубботы, вполне официальная молитва,
читаемая всеми (или почти всеми) правоверными иудеями, а вовсе
не какой-то особый эзотерический текст).
У нас их часто называют сефиротами, потому что
по-еврейски давно никто не читает и все переводы делались с
английского. Но на Западе другая система транслитерации, к тому
же сефирОТ - уже множественное число. Если с херувИМами и
серафИМами мы как-то смирились, то сефирОТы все еще режут
слух.
СФИPОТ, сефирот (sephirot, мн.ч. от ивр. сфира - сверкающая,
ср. греч. сфера): десять божественных эманаций, сфер или оболочек. В
своей совокупности они образуют архетип человека, соотв. Адаму
Кадмону, небесному Первочеловеку, прообразу Космоса и земного
человека. Эти 10 эманаций объединяются в четыре вселенные или мiра
(оламим) и изображаются в виде дерева:
(Клифот)
1
Кетер Мiр
Сахасрара 3 2 эманаций
Бина Хохма (Олам ха-Азилут)
/
----------------------/--------------------------------------------
/
5 (Даат) 4
Вишуддха Гвура | Хесед
| | / |
Аджна | / | Мiр
| 6 / | творчества
Анахата | Тиферет | (Олам ха-Бриа)
| | |
------------------|--------/----|-------------|--------------------
| / | |
8 / | 7
Манипура Ход | Нецах
__|__ /
Свадхистхана / / Мiр