Het Monster

История эзотерических учений - лекции

лишь к одному: выразить себя в

творчестве (Моран М. Марсельское Таро. М., 1993). Кроме того,

это еще и м и с с и я, и идея М е с с и и.

В последние века нашей эры корпус иудейских священных книг

(Танах - Тора, Пророки и Писания) уже сложился и был утвержден.

Книги писались и после, но в Танах они уже не вошли. Сложился

институт раввинов, ведших школы и длительные научные диспуты; слова

раввинов начали записывать, и через несколько веков этих записей

набралось так много, что их решено было упорядочить. Так возник

Талмуд.

Над ним работали две Академии - одна в Палестине, другая в

Вавилоне. К середине IV в. (нашей эры) был закончен первый,

Иерусалимский Талмуд, к середине VI в. - второй. Таким образом,

Талмуд, существующий к тому же в двух вариантах, представляет

собой огромный сборник законов, правил, постановлений, преданий,

легенд и фольклорного материала, включая пословицы и поговорки.

Немецкое издание одного только Вавилонского Талмуда занимает 12

томов.

Эзотерические вопросы в нем открыто не обсуждаются: это своего

рода новый Закон, обязательный для правоверных. Современный иудаизм

в гораздо большей мере зиждется на Талмуде, чем на Торе (Танахе), и

эзотеризма в нем немного.

Гораздо интереснее для нас идеи неортодоксальных мыслителей, тех

самых философов и поэтов, одним из знаменитейших среди которых

считается рабби Акиба.

Р. Акиба бен Иосиф, один из Четверых мудрецов, был родом из

новообращенных (т.е. изначально не иудей). Он стал раввином,

составил множество комментариев к Священному Писанию, да таких,

что они приводили в изумление современников: Из каждого

крючочка, - говорили они, - он может извлечь гору толкований.

Эти толкования нередко носили весьма мистический характер,

однако были настолько хороши, что раввины так и не осмелились

причислить его к еретикам, как трех остальных из Четверых

мудрецов. Когда произошло восстание Бар-Кохбы (135), Акиба

принял его за Мессию, последовал за ним и вместе с ним был

казнен римлянами.

Именно Акибу часто считают автором первых каббалистических книг,

Сефер Йецира и Зогар, но это мало вероятно. А вот основные положения

каббалистической мысли он вполне сформулировать мог. Но свое развитие

они получили лишь в последующие века.

Представьте себе тогдашний Восток от Нила до Инда: тысячелетие

семитских культур сменяется 6, 8, 10 веками если не господства, то

влияния греческого языка и культуры. (Рим и латынь ушли на Запад, в

страны варваров, и это разделение сфер влияния было окончательно

закреплено великой схизмой 1054 г.) Но уже наступила эпоха арабских

завоеваний, и вскоре весь культурный Восток заговорил на этих трех

языках: еврейском, греческом, арабском. Тогда нельзя было быть

ученым, не овладев знанием всех тех богатств, которые выработало

человечество (В.И. Ленин).

Это слияние культур дало новый стимул эзотерической мысли, в

результате которого сложилось учение Каббалы. Это - классическое

эзотерическое учение, продолжающее и дополняющее уже нам известные.

КАББАЛА, Кабала (ивр. QABBALAH, от QABAL - приобщать,

посвящать во что-л.; ср. араб. кыбла - сторона, в которую

обращаются мусульмане при молитве, и греч. Кибела, лат. Сybele -

богиня плодородия, дочь Сатурна и Земли, которой был посвящен

оргиастический культ).

Сами каббалисты считают это учение очень древним (естественно):

по преданию, оно было передано Богом еще Адаму, затем Аврааму, Моисею

и др. пророкам. Оно подразделяется на Каббалу теоретическую (июнит),

посвященную изучению тайн природы, и прикладную (маасит), то есть

практическую.

В основе первой лежат книги Сефер Йецира (Книга Творения),

приписываемая рабби Акибе, и Зогар (Сияние), прип. его ученику р.

Шимону бар Йохаи. Основу второй сост. по-особому толкуемая Библия

(Ветхий Завет) и различные апокрифические труды, напр., книга Еноха,

Шестая и Седьмая книги Моисеевы, книги Соломона. Но мы с вами будем

говорить о Каббале Июнит, то есть главным образом о теории.

Здесь же лишь отметим, что, во-первых, именно апокрифы если не

создали, то укрепили легенду об удивительных способностях Моисея,

Соломона и других героев древности (история пишется известно как), а

во-вторых, именно знание прикладных эзотерических дисциплин -

астрологии, хиромантии, магии, врачевания, гадания, - если не

создало, то укрепило