лишь к одному: выразить себя в
творчестве (Моран М. Марсельское Таро. М., 1993). Кроме того,
это еще и м и с с и я, и идея М е с с и и.
В последние века нашей эры корпус иудейских священных книг
(Танах - Тора, Пророки и Писания) уже сложился и был утвержден.
Книги писались и после, но в Танах они уже не вошли. Сложился
институт раввинов, ведших школы и длительные научные диспуты; слова
раввинов начали записывать, и через несколько веков этих записей
набралось так много, что их решено было упорядочить. Так возник
Талмуд.
Над ним работали две Академии - одна в Палестине, другая в
Вавилоне. К середине IV в. (нашей эры) был закончен первый,
Иерусалимский Талмуд, к середине VI в. - второй. Таким образом,
Талмуд, существующий к тому же в двух вариантах, представляет
собой огромный сборник законов, правил, постановлений, преданий,
легенд и фольклорного материала, включая пословицы и поговорки.
Немецкое издание одного только Вавилонского Талмуда занимает 12
томов.
Эзотерические вопросы в нем открыто не обсуждаются: это своего
рода новый Закон, обязательный для правоверных. Современный иудаизм
в гораздо большей мере зиждется на Талмуде, чем на Торе (Танахе), и
эзотеризма в нем немного.
Гораздо интереснее для нас идеи неортодоксальных мыслителей, тех
самых философов и поэтов, одним из знаменитейших среди которых
считается рабби Акиба.
Р. Акиба бен Иосиф, один из Четверых мудрецов, был родом из
новообращенных (т.е. изначально не иудей). Он стал раввином,
составил множество комментариев к Священному Писанию, да таких,
что они приводили в изумление современников: Из каждого
крючочка, - говорили они, - он может извлечь гору толкований.
Эти толкования нередко носили весьма мистический характер,
однако были настолько хороши, что раввины так и не осмелились
причислить его к еретикам, как трех остальных из Четверых
мудрецов. Когда произошло восстание Бар-Кохбы (135), Акиба
принял его за Мессию, последовал за ним и вместе с ним был
казнен римлянами.
Именно Акибу часто считают автором первых каббалистических книг,
Сефер Йецира и Зогар, но это мало вероятно. А вот основные положения
каббалистической мысли он вполне сформулировать мог. Но свое развитие
они получили лишь в последующие века.
Представьте себе тогдашний Восток от Нила до Инда: тысячелетие
семитских культур сменяется 6, 8, 10 веками если не господства, то
влияния греческого языка и культуры. (Рим и латынь ушли на Запад, в
страны варваров, и это разделение сфер влияния было окончательно
закреплено великой схизмой 1054 г.) Но уже наступила эпоха арабских
завоеваний, и вскоре весь культурный Восток заговорил на этих трех
языках: еврейском, греческом, арабском. Тогда нельзя было быть
ученым, не овладев знанием всех тех богатств, которые выработало
человечество (В.И. Ленин).
Это слияние культур дало новый стимул эзотерической мысли, в
результате которого сложилось учение Каббалы. Это - классическое
эзотерическое учение, продолжающее и дополняющее уже нам известные.
КАББАЛА, Кабала (ивр. QABBALAH, от QABAL - приобщать,
посвящать во что-л.; ср. араб. кыбла - сторона, в которую
обращаются мусульмане при молитве, и греч. Кибела, лат. Сybele -
богиня плодородия, дочь Сатурна и Земли, которой был посвящен
оргиастический культ).
Сами каббалисты считают это учение очень древним (естественно):
по преданию, оно было передано Богом еще Адаму, затем Аврааму, Моисею
и др. пророкам. Оно подразделяется на Каббалу теоретическую (июнит),
посвященную изучению тайн природы, и прикладную (маасит), то есть
практическую.
В основе первой лежат книги Сефер Йецира (Книга Творения),
приписываемая рабби Акибе, и Зогар (Сияние), прип. его ученику р.
Шимону бар Йохаи. Основу второй сост. по-особому толкуемая Библия
(Ветхий Завет) и различные апокрифические труды, напр., книга Еноха,
Шестая и Седьмая книги Моисеевы, книги Соломона. Но мы с вами будем
говорить о Каббале Июнит, то есть главным образом о теории.
Здесь же лишь отметим, что, во-первых, именно апокрифы если не
создали, то укрепили легенду об удивительных способностях Моисея,
Соломона и других героев древности (история пишется известно как), а
во-вторых, именно знание прикладных эзотерических дисциплин -
астрологии, хиромантии, магии, врачевания, гадания, - если не
создало, то укрепило