из которых произошла в 586 г. до н.э.).
Что имели евреи до прихода завоевателей из Двуречья? Смутные
воспоминания о едином царстве Соломона бен Давида, мир с ними обоими
(ок. 1000 - 900 до н.э.), да многобожие, среди которого сатурнический
Ягве был лишь верховным жрецом - он не был юпитерианским божеством-
покровителем, олицетворением победоносного царя, а всего лишь
хранителем Закона, и уж никак не верховным богом. Однако закона никто
не придерживался, войска не было, государства тоже не было. Не было
литературы, истории, философии и тем более никакой эзотерики, если
не считать простейших мантических и магических приемов, да и то
заимствованных у более культурных соседей (египтян, финикийцев).
В Двуречье же евреи нашли высокоразвитое государство со столицей
в огромном вечном городе Вавилоне, мощное жречество, регулярную
армию, торговые дома с миллионными оборотами, но прежде всего
культуру: календарь и хронологию, всемiрную историю (хоть и
основанную на мифологии, но на мифологии опять-таки высокоразвитой),
агрономию и геометрию, математику, астрологию и хирологию.
Главное то, что все это было евреям понятно: их язык мало
отличался от официального аккадского, на котором общались все от Инда
до Нила, почти как сейчас на английском. На нем велась вся
дипломатическая переписка. Не удивительно, что у них возник миф о
Вавилонской башне: на всей земле был один язык и одно наречие...
(Быт., гл.11).
В Двуречье выросли новые поколения евреев. К 539 году до н.э.,
когда Вавилон был покорен персидским царем Киром, эзотерическое
сознание евреев значительно возросло и, когда еще год спустя им
разрешено было вернуться в Палестину, это уже был фактически другой
народ, о котором мы будем говорить в следующей лекции. Здесь же
отметим, что вернувшись, евреи застали дома таких же дикарей,
которыми когда-то были сами: ведь из Палестины, естественно, увели не
все местное население. Первые же попытки репатриантов договориться
с местными (самарянами) окончились неудачей (см. Книгу Ездры, гл. 3).
За два с лишним века пребывания евреев в Двуречье многое
изменилось и в самой Ассиро-Вавилонской державе. В 626 г. до н.э.
ассирийскую династию снова сменила вавилонская (халдейская), и
начался новый этап развития шумеро-вавилонской культуры.
Халдеи
ХАЛДЕИ (мн., ивр. KASDIM, греч. `oi chaldaioi) были очередным
семитским племенем, давно обитавшим в Междуречье. По археол. данным,
пришли они туда с юго-запада, из Аравии, примерно около середины
эры Овна (1000 до н.э.). Это были воинственные бедуины, состоявшие
одно время на службе у ассирийских царей. В 626 г. халдей
Набупалассар захватил вавилонский трон.
Тут же отметим, что халдеями европейцы и до сих пор
по традиции иногда называют христиан - жителей Ирана и Ирака, а
их церковь и официально называется Халдейской (Catholic
Chaldaean Church, уния с Римом 1553, резиденция Патриарха в
Багдаде). Но это, само собой, не те халдеи, о которых идет речь.
Халдеи не отменяли официального культа Мардука и других
астральных божеств, но у них была и своя эзотерическая традиция,
очевидно архаичного образца, во многом сходного с уже
рассмотренными нами африканскими и латиноамериканскими. Считается,
что это с их легкой (или тяжелой?) руки на всем семитском Востоке
получили распространение амулеты и талисманы, приемы первобытной
магии (энвольтование) и примитивного гипноза (сглаз).
ЭНВОЛЬТОВАНИЕ (от лат. involer - нападать, завладевать):
магическая операция с целью оказания воздействия на какого-л.
человека. Это воздействие м.б. положительным и отрицательным.
Осуществ. путем изготовления вольта (фигурки искомого человека
из воска или иных материалов) и манипуляций с нею, или же путем
внедрения в ближайшее окружение искомого лица заговоренных
предметов (относ). Действие энвольтования объяснялось влиянием
манипуляций мага на экстериоризованный астральный флюид искомого
лица. Подробнее см., напр.: Тухолка С. Оккультизм и магия. СПб.,
1907, переизд. Pостов, 1991.
Это то, что у нас обычно называют черной магией. Чем
объяснить желание людей - и ученых, и понимающих, что такое
хорошо, а что плохо, и уже битых-перебитых жизнью, - все-таки
навредить своему ближнему, отравить ему радость, заставить его
страдать не в счет восстановления космического равновесия, а
просто так, по личным мотивам?