культы суть дериват астрологии, но для нас опять-таки не это
главное).
Астрология - это инструмент, не претендующий и никогда не
претендовавший на роль религии.
Хиромантию индийцы тоже переняли. О параллельном развитии
хиромантии в других местах, даже в том же Египте, сведений нет; может
быть, в других местах эта дисциплина в те далекие времена не вызывала
практического интереса. Если же она там существовала, то ее принципы
вряд ли существенно отличались от перечисленных выше.
А вот методы ГАДАНИЯ у индийцев были свои, как и у китайцев,
египтян и других народов. Ведь гадать можно в принципе на чем угодно,
а конкретные атрибуты гадания во многом определяются условиями среды:
водятся черепахи - можно гадать на панцире черепахи, водятся тюлени -
на шкурах тюленей.
От времен Вавилона сохранились мантические (гадательные)
трактаты, много и давно цитируемые всеми, кому не лень. Гадать умели
уже в Шумере, но вавилоняне опять-таки дали дифференцированное
толкование и теоретическое объяснение разным способам гадания.
Теоретическое объяснение было такое: люди не понимают
божественной воли, мало кто из них способен ее воспринять.
Поэтому они совершают ошибки. Но божественная воля для каждого
человека (его программа действий) записана в некоей книге
судеб, и ее можно прочитать. Для этого нужно только знать
грамоту. Грамоту же (т.е. язык астрологии, хиромантии, гадания
по полету птиц или по внутренностям животных) знают некоторые
люди. Придя к ним, можно попросить их прочесть ту запись,
которая относится к вам. Это не нарушение божественной воли, а
наоборот, осознание ее, что гораздо лучше незнания.
Самое интересное опять-таки в том, что современные эзотерики
полностью признают этот принцип, хотя и формулируют его в иных
терминах. Отсюда нам с вами ясен ответ на вопрос, противоречит ли
гадание (или астрология, или хиромантия) религии: в Вавилоне жрецы
занимались и богослужением, и врачеванием, и гаданием.
Ассирийцы
Но вернемся к истории. Как ни были сильны вавилоняне, однако их
царствию тоже пришел конец. Около 1500 г., то есть примерно тогда,
когда египетский фараон Аменхотеп объявил себя Эхнатоном, а Моисей
решил увести своих единоверцев из Египта, династия царей вавилонской
национальности была свергнута другой семитической династией,
ассирийской.
Предупреждаю сразу: тех древних ассирийцев не следует
путать с нашими современниками, которых называют так же: это
скорее с и р и й ц ы, бывшие жители Арама Сирийского, а не
Арама Нахараим (откуда и путаница), приверженцы зороастризма или
одного из его толков. Они употребляют эфедру (авест. хаома) и
поклоняются Ормузду.
Ассирийцы были странным народом. С одной стороны, у них
сохранилось очень много древних (архаичных) верований, ср. лекцию
6, с другой же в их сознании уже было много рыбности, т.е.
осознания примата духа над железным мечом и медным щитом, этих опор
эпох более древних. Именно высокий дух помог им одолеть правителей
тогдашней столицы мiра, Вавилона, - но только правителей: мощный
государственный механизм, созданный до них, очень скоро поглотил их,
как то было со множеством других малоразвитых завоевателей
последующих эпох, приходивших на готовое и благодаря этому
проходивших процесс цивилизации (цивилизофикации) в ускоренном
темпе.
Короче, достижения шумерийцев и вавилонян под властью ассирийцев
не погибли. Наоборот: при любой смене власти (а войн и переворотов
там, конечно, было много) в Междуречье учились и работали ученые,
собирались и обрабатывались сведения, писались и хранились глиняные
таблички. Даже разрушение Вавилона (689 до н.э.) не изменило этого
положения: город был отстроен заново, а эмиграция ученых лишь
ускорила распространение вавилонских знаний, ибо там, где они
находили себе временное пристанище, тоже возникали школы и
библиотеки.
Не вдаваясь в исторические подробности, отметим, что в X - VIII
в. до н.э. ассирийские цари начали выводить из завоеванных стран
мужчин для своего войска вместе с их женами, наложницами и детьми
(что делает ассирийцам честь в сравнении с европейскими
работорговцами XVI-XIX вв.). Тогда цари щадили своих солдат,
отправляя в чужие страны чужих же воинов.
Около 740 г. до н.э. из Палестины таким образом была уведена в
Вавилон первая партия евреев (потом последовали новые эвакуации,
последняя