Однако шумерийцы отнюдь не были семитами. Сами они называли себя
черноголовыми (те, кто бывал в Таллине, могут вспомнить о Братстве
черноголовых, которому принадлежало там несколько солидных зданий.
Однако к шумерийцам они, естественно, не имеют отношения). Если
вспомнить Теорию Семи рас, то шумерийцы принадлежали к шестой подрасе
Четвертой расы. Они были темнокожими, крепкими и приземистыми и
говорили на странном языке, агглютинирующем (а не флексирующем, как
наши), наподобие суахили или чокто.
Что означает название Шумер, неизвестно. Возможно, оно
восходит к одному из имен лунного бога Син (Шин). В Библии Шумер
наз. Сеннаар; отголоски этого корня прослеживаются в санскр.
Сумеру (Меру, свщ. гора индийцев, на вершине которой находился
город Брахмы), в имени царицы Шамирам (Семирамида), и др.
История Шумера почти точно укладывается в эру Тельца (4000-2000
до н.э.). Этого уже достаточно, чтобы представить себе суть
архаической космогонии шумерийцев, хорошо знакомую нам по прошлой и
другим лекциям:
Из первозданного океана (вода, женское начало, богиня
Намму) выделились небо (огонь, мужское начало, бог Ану) и земля
(женское, богиня Ки). После этого между ними появился воздух
(мужское начало, бог Энлиль).
Потом возникли дингиры - те же вуду и аку-аку, т.е.
божества и духи, управлявшие морем, светилами, реками и горами,
каждым полем и домом, каждой мотыгой и плугом (Крамер, Сэмюэл.
История начинается в Шумере. М., Наука, 1991).
Крамер - добросовестный ученый, собравший и
проанализировавший все данные, которые имеются у нас на
сегодняшний день о Шумере. Однако судя по тому, о чем он
пишет, а о чем избегает писать, он тоже был не свободен от
идеологических установок, а потому безжалостно вымарал
все, что хоть сколько-нибудь напоминало об эзотеризме.
Потом было несколько попыток создать человека (из глины):
разные боги соревновались в этом, но у них не получалось: все
выходили то уроды, то бесполые существа, то безмозглые...
Прекрасный параллелизм с мифами майя (Пополь Вух, М., 1959,
репринт 1993), а также с Теорией Семи рас.
Духи-дингиры были добрые и злые, одни помогали людям, другие
мешали, а некоторые - как когда. Поэтому и культ развивался по уже
знакомой нам схеме - комбинации верований и культа, включавшего
ритуалы задабривания духов, жертвоприношения и не в последнюю очередь
врачевание.
Тот же Крамер приводит примеры вполне профессиональных рецептов
разных мазей, микстур и припарок эпохи ок. 2300 г. до н.э. Он
радуется, что в этих рецептах нет никакой мистики и магии, забывая,
что в архаичной культуре любое действие уже есть магия, а врачевание
- тем более. Да и в наши дни хороший врач не может не быть магом -
иначе это не хороший врач.
Шумерийцы ничего не знали о вирусах и бактериях, а рассуждали
просто: раз в мiре всем управляют духи, значит, свой дух (злой,
конечно) есть и у каждой болезни. Микстуры и припарки нужны, чтобы
помочь ТЕЛУ человека справиться с болезнью, но главное - это
справиться со злым духом, овладевшим его ДУШОЙ. Поэтому они, помимо
изготовления лекарственных снадобий, производили над ними магические
манипуляции, молились добрым богам и духам и заклинали злых. Иногда
делали фигурку духа-возбудителя болезни и прикладывали к больному
месту. При таком представлении, - пишет уже упоминавшийся нами
Альфред Леман (Иллюстрированная история суеверий и волшебства. М.,
1900, репринт Киев, 1993), - магия становится необходимостью.
Самое интересное, что с точки зрения современного эзотеризма
дело тоже обстоит именно так. Болезни объясняются не только (и не
столько) действием вирусов и бактерий, сколько готовностью человека
воспринять это действие.
Судите сами - вокруг нас полно всяких вирусов, бактерий и
прочих вредоносных тварей, - пишет совр. немецкий писатель Г.
Розендорфер, - да и сами люди часто не имеют никакого понятия о
гигиене... Мы бы наверное давно болели все поголовно, если бы
болезни подчинялись обычным физическим законам. Однако на самом
деле, если человек не хочет болеть, он не заболеет, точно так же
как и в аварию не попадет, если не захочет.
Хотение же (готовность) человека заболеть или попасть в аварию
часто оказывается результатом его злых помыслов, гнева, зависти, т.е.
искажений