американских
(индейских) и некоторых других культур. В креольской культуре все они
сплавились в нечто качественно новое, свое, оригинальное во всех
сферах человеческой жизни, в том числе и в эзотеризме.
Само слово Винти (Winti), строго говоря, означает дух (как
вуду и аку-аку). Но этим же словом обозначается и мiровоззрение
жителей Суринама, их народная религия или философия.
По своему происхождению Винти восходит к жизненной философии
африканцев, привезенной в Суринам черными рабами. Считается, что
Винти пронизывает все живое и состоит из двух важнейших элементов:
верования и врачевания (а не культа, как в архаичных культурах).
Первое предполагает, что духи-винти существуют повсюду. Такой
дух может быть твоим предком, а может и не быть; он вообще может быть
духом дерева или твоего зодиакального знака. Но винти может овладеть
тобой (оседлать, как всадник коня). Это может быть хорошо, а может
быть и плохо. В последнем случае человек должен обратиться к своим
винти, чтобы они помогли ему вернуть свое Я.
Дурные поступки, душевный разлад, отказ от самого себя ведут к
тому, что человек теряет связь со своими винти, без которых он
ничто в этом мiре. Человек нарушил космическое равновесие, и теперь
его надо лечить: вот смысл второй части философии Винти. В ней,
конечно, тоже есть свои ритуалы, но все они посвящены врачеванию -
как тела, так и духа. В ритуалах Винти человека так и называют -
Конь Божий: духи его внутреннего, а также внешнего мiра постоянно
овладевают им, управляя его чувствами и мыслями. Вот как пишет об
этом один современный суринамский поэт:
Эдгар Кайро
Песнь утратившего душу
Мой голос звучит, но где же я?
Я жив, но где душа моя?
Пока душа готова в миг любой
сменить привычный облик,
очередной порог перешагнув -
она жива.
Кто помогает рыбе
очередной порог преодолеть,
идти все выше, становясь сильнее
и обретая мудрость?
Перед порогом отступить - вот смерть.
Так погибает всадник без коня.
Так гибнет конь в горах без седока -
один он не найдет пути в долину.
И я один. Но кто поможет мне
преодолеть очередной порог?
Врачевание же зиждется на методах народной медицины, известных
всем народам земного шара, главным образом - на использовании
природных веществ и психофизиотерапии. Но, если простейшие народные
средства, выбор которых определяется природными условиями данного
региона, известны практически всем, то применение сложносоставных
прописей, а тем более комплексных методов лечения - уже профессия,
требующая знаний и опыта, причем не только в практической, но и в
эзотерической сфере. Лиц, занимающихся этой профессией, именуют
по-разному - целителями, хилерами (англ. Healer) или ШАМАНАМИ.
Мы воспользуемся словом шаман как уже вошедшим в научный
оборот в качестве термина (см., напр.: Мень А., прот. Доисторические
мистики. Наука и жизнь, N 2/1990). Само это слово проникло в
европейские языки из якутского в XVII в. - Ср. пьесу Екатерины
Великой Шаман сибирский. В Якутию оно пришло через Монголию из
Индии (от санскр. camas - успокоение, покой).
Изначально шаман, без сомнения, продукт эры Тельца (вспомните
третью лекцию). Содержание этой профессии за истекшие несколько
тысяч лет мало изменилось, изменился лишь уровень ее осмысления.
Сегодняшний шаман - это, как правило, человек с медицинским
образованием, принадлежащий к этносу-эгрегорогену (т.е. к коренному
населению) - суринамец, если вернуться к последнему примеру, или
китаец, если речь идет об акупунктуре, и имеющий подлинно
эзотерическое сознание, то есть, во-первых, не просто знающий, а
глубоко чувствующий законы микрокосма и макрокосма, а во-вторых,
целиком и полностью сознающий свою ответственность (нельзя нарушать
космическое равновесие).
Причем если первый и второй элементы факультативны (шаман может
не иметь медицинского образования или не принадлежать к
соответствующему этносу), то отсутствие третьего элемента
(эзотерического сознания) превращает шамана в колдуна, curandero в
brujo.
Словом curandero (целитель) в Лат. Америке называют
истинного шамана - такого, как Эдуардо Кальдерон из Эквадора,
описанного