есть все тот же Бенин. Вуду (Wodoo, Voodoo) -
это слово одного из африканских языков (кажется, эве), означающее
дух. В эпоху работорговли жителей западного побережья Тропической
Африки вывозили в Северную и Южную Америку, на Кубу и на Гаити,
поэтому культ распространился и там, вызывая ужас у суеверных
европейцев.
Культ, на взгляд европейца, действительно весьма экзотичен:
танцы змей, жертвоприношения, поклонение великому богу-воину Афа
(Огуну) и его кровожадным помощникам (похожим на Фобоса и Деймоса у
Марса - явный продукт эры Овна), духам-покровителям, духам-предкам,
духам-владыкам кладбища, ритуальное расчленение трупов, а в
историческом анамнезе и каннибализм, и, конечно, зомби - почти
единственное понятие, усвоенное европейцами из водуизма, как они
его назвали, но зато до сих пор радующее опытных сценаристов и
начинающих экстрасенсов.
ЗОМБИ (англ. zombie, от назв. ядовитого снадобья на яз.
эве): живой мертвец, исторически - жертва колдунов афр.
племен, прож. в районе Дагомеи (совр. Бенин) и позже на Гаити.
Жертве подсыпали в пищу порошок з., содержащий тетродотоксин
или иной сильнодействующий яд, и человек умирал мнимой смертью,
почти неотличимой от действительной. Через несколько дней
мертвеца оживляли, и он, полностью утратив волю (сознание),
подчинялся воле колдуна. Обычно люди-з. после этого проживали
недолго. Случаи исцеления (возвращения сознания) известны, но
они крайне редки. Ныне так называют людей, одержимых
сверхъестественными силами, т.е. утративших личную волю и
подчиняющихся чьим-л. приказам. Подробнее см., напр.: Маленков
А., Сарбаш В. В чем секрет зомби? Наука и жизнь, N 7/1989,
с.91.
Однако и этот культ есть не что иное, как выражение все того же
таврического, архаичного взгляда на мiр, для лучшего понимания и
запоминания которого и создавались обряды и ритуалы. Как пишет все
тот же Д.М. Бондаренко, ритуальное поведение было для африканцев
всего лишь активным способом воздействия на ход событий - в конечном
счете, может быть и в самом деле все в руце божеств и предков? Их
следует бояться, но на них можно и влиять... При этом ритуальные
действия могли и в самом деле оказаться эффективными, поскольку в это
верили не только те, кто их совершал, но и все те, кому во вред или
на пользу они были предназначены.
Эффективность этих действий с точки зрения современного
эзотеризма объясняется также и тем, что за тысячи лет
существования водуизма сложился мощный эгрегор (информационное
поле), снабженный, однако, своего рода кодовым замком:
обратиться к нему может далеко не всякий, а лишь тот, кто
владеет кодом - вспомните камни-ключи от родовых пещер на о-ве
Пасхи.
Розыски Тура Хейердала дали поразительные результаты,
потому что, во-первых, у него было имя, понятное местному
эгрегору: Тераи Матеата. Во-вторых, ему по всей форме был
передан ключ-камень, с произнесением священного текста и пусть
символическим жертвоприношением. В-третьих, у него появился свой
аку-аку (дух-покровитель) - эманация эгрегора. Аку-аку, таким
образом, - те же вуду.
История Хейердала показывает, кстати, что ключ от
эгрегора связан не с этнической принадлежностью, а с тем, что
принято называть посвящением, будь то формальная инициация или
необходимый этап внутреннего развития.
То же относится и к любым иным (не только
аку-акическим) эгрегорам - например, к восточным
единоборствам.
Но, далеко пережив свое время (и покинув свое исконное
пространство), водуизм утратил большую часть своего эзотерического
начала или, точнее, перестал его развивать. Он остался в рамках
религии, включающей постепенно усыхающие верования и хорошо развитый
в силу своей практичности культ. Однако, поскольку пользоваться
эгрегором этого культа без ключа невозможно, вы нигде не найдете ни
иноэтнических последователей, ни сект, ни даже кружков любителей
водуизма, хотя в Соединенных Штатах, кажется, можно найти любителей
чего угодно. Духи-вуду все реже нужны людям.
В этом плане больше повезло другим духам - ВИНТИ. Есть такая
страна Суринам, бывшая Нидерландская Гвиана, на севере Южной Америки.
Не вдаваясь в демографический анализ ее пестрого населения, укажем,
что оно в массе своей принадлежит к т.н. креольской культуре,
объединяющей в себе элементы европейских, африканских,