своеобразной культуры. Достаточно вспомнить, что в том же
тропическом поясе, только не на северо-западе, а на юго-востоке,
находилось легендарное государство Мономотапа (терр. сегодняшних
Зимбабве и Мозамбика).
Время этих культур циклично: что было, то и будет, и что
делалось, то и будет делаться (Ек. 1:9). Человек и Вселенная или,
точнее, человеческое общество (община) и Вселенная едины, они
пребывают в равновесии, нарушать которое никому не дозволено. Для
членов таких обществ характерна сознательная ориентация в первую
очередь на точное воспроизведение опыта предшествующих поколений и
передачу его потомкам в неизменном виде (В.Р. Арсеньев).
В современной научной традиции такие общества или культуры,
находятся ли они в Африке, в Южной Америке или Австралии,
принято называть архаичными. И этнологи в данном случае правы:
ведь, как мы помним, например, представление о цикличности
пространства-времени восходит к эре Тельца, а некоторые другие
представления - к еще более ранним периодам человеческой
истории.
Консервация или, точнее, постоянная реанимация этих
представлений сыграла в истории архаичных обществ не менее
роковую роль, чем в истории Индии, о чем мы говорили в
предыдущей лекции. Как пишет к.и.н. Ирина Тимофеевна Катагощина
(Институт Африки РАН), устойчивость традиции сделала носителей
архаичного сознания в значительной мере безоружными перед лицом
стремительно надвигавшихся на Африку социальных перемен в
колониальный период и позднее (Катагощина И.Т. Архаичные
пространственно-временные представления и общественный прогресс
в Тропической Африке. В: Пространство и время в архаических
культурах. Материалы коллоквиума, М., 1992).
Однако именно эта устойчивость традиции, в основе которой
лежали наиболее простые и естественные представления о мiре, сделала
носителей этих культур резистентными против всех бесчисленных
нововведений второй половины эры Рыб, начиная от мусульманских и
христианских вероучителей и кончая цивилизаторскими потугами
капиталистов и коммунистов. Тропическоафриканская цивилизация
сохранилась, как констатировал кто-то из наших африканистов.
Слегка перефразируя Дмитрия Михайловича Бондаренко,
замечательного современного африканиста, можно сказать, что то,
что для нас является содержанием, для них всего лишь форма,
а то, что мы считаем формой, для африканца и есть содержание.
Иными словами, африканец может ходить в костюме с галстуком и
беседовать с вами о творчестве Кафки, но вы вечером пойдете
домой смотреть телевизор, а он обернется леопардом и отправится
на ритуальную охоту.
Почему леопардом? Потому что мы одной крови, ты и я - это
хорошо чувствовал Редьярд Киплинг, автор Маугли, поняв, что
европеец эры Рыб слишком утратил связь со своим природным
началом, и лишь колоссальный стресс может вернуть его к
первоначальному шаблону поведения (Т. Шибутани. Социальная
психология. М., 1968). Кстати, знаменитая идея назад к природе
возникла у европейских Просветителей не в последнюю очередь
именно благодаря открытию Африки...
В чем же заключается эта картина мiра, столь естественная для
носителей архаичных культур и столь успешно забытая нами?
Рассмотрим ее на примере БИНИ (бенинцев) - народа, населяющего
западноафриканское побережье тропической Африки. Излагается по:
Бондаренко Д.М. Бенинское общество накануне первых контактов с
европейцами (стадиальные и цивилизационные особенности). Диссертация.
Ин-т Африки, М., 1993 (на правах рукописи).
Вселенная представлялась бенинцам в виде нескольких
концентрических кругов - мiров, границы между которыми вполне
определенны, хотя и проницаемы. Внешний, самый широкий круг
составляла Вселенная, включающая многонаселенный мiр предков, духов и
иных нематериальный сущностей, а в центре нее находилась община,
частью которой был человек (физическое тело со всеми его уровнями), в
свою очередь состоявший из четырех мiров или кругов - двойника
(эфирное тело), души (астральное тело), духа (ментальное тело) и
высшего Я (монада):
---------------------------------------------
/ В С Е Л Е Н Н А Я
-----------------------------------------
/ / Мiр духов предков и божеств
----------------------------------