толка, а зороастрийские общины, сравнительно
небольшие, разбросаны по всему мiру. Зороастрийцам (так же, как
цыганам) некогда заниматься эзотерической философией.
Современная же философия АВЕСТИЗМА, существующая, кажется,
только в европейской части России, представляет собой переработку
древнеиранских мифов (индийские источники которых бросаются в глаза
почти всюду).
Один из этих мифов, отталкивающийся от исторического факта -
прихода индо-иранских племен откуда-то с севера, - и учитывающий опыт
нацистского учения об арийской расе, дал на нашей почве своеобразную
теорию об Арктогее.
АРКТОГЕЯ: 1. В авестийской (и нек-рых других) эзот. историософии
- древнейший праматерик, предпол. прародина человечества (П. Глоба).
У совр. европ. националистов - родина северной (нордической) расы,
носительницы высшей культуры, в противоп. Гондване как родине южной
расы. Встречное движение этих рас дало все разнообразие культур,
однако высшие формы культуры и цивилизации возникали там, где
преобладали арктоиды. Подробнее см., напр.: Дугин А.
Гиперборейская теория (опыт ариософского исследования). М., 1993.
Шамбала
Если у нас есть еще время, мы можем рассмотреть легенду о
Шамбале, нашедшую столь широкий отклик в сердцах многих современных
россиян.
ШАМБАЛА, Шамбхала, в зап. лит. тж. Шангри-Ла (санскр. Cambhala,
англ. Shambhala или Shangrila): по ламаистическим представлениям -
легендарная страна, в которой хранятся высшие магические тайны
тантризма и буддизма. Овладением этими тайнами - страстное желание
ламаиста, поэтому Ш. воспринимается как олицетворение мiра грядущего
будды Майтрейи. По легенде, Ш. была царством в Средней Азии. Ее царь
Сучандра побывал в Южной Индии, чтобы приобрести знание. После
мусульманского вторжения в Среднюю Азию в IX в. царство Ш. сделалось
невидимым для человеческих глаз. Только чистые сердцем могут найти к
ней дорогу. Но в недалеком будущем царь Рудрачакрин выйдет из нее
вместе со своим воинством и его предводителем, чтобы после великой
битвы установить на Земле новое духовное сообщество.
Подобные легенды существовали (или существуют) у многих народов:
российские Беловодье и Град Китеж, в какой-то мере германская Винета
и так далее.
На самом деле Шамбала - это всего лишь эгрегор, информационное
поле, созданное к тому же исключительно западным эзотеризмом: это
своего рода мечта об идеальном обществе, в которое войдут только
лучшие из посвященных. Однако поскольку большинство из тех, кого на
Западе объявляли лучшими, оказались людьми скорее бессовестными, то
и их информационное поле в наши дни значительно утратило свою
первоначальную ясность и чистоту.
. История эзотерических учений.
Лекция 6. Экзотические культуры
На периферии технических цивилизаций до сих пор существуют
сообщества или даже целые культуры (и их не так уж мало), в силу
разных причин не только сохраняющие в себе черты предыдущих эпох -
эры Овна, эры Тельца или даже еще более ранних, - но и предоставившие
этим чертам возможность пережить свой век, проделать как минимум
один, а то и несколько добавочных, сверхплановых циклов развития.
Первая часть этого положения, т.е. сохранность в них многих черт
глубокой древности, радует этнографов, археологов и других ученых,
реконструирующих историю человеческих обществ. Нас же с вами больше
интересует вторая часть, подразумевающая не столько реконструкцию
элементов развития этих обществ - ибо, как мы уже убедились, повсюду
на Земле они были в большей или меньшей степени одинаковы, - сколько
роль и место этих культур в нашей сегодняшней жизни в целом и в
эзотерической философии в частности.
Роль и место этих культур сегодня во многом напоминали бы
роль лапутянских бессмертных у Свифта, достойно проживших один
человеческий век, а затем несколько веков пребывающих в полном
маразме, или судьбу однолетнего растения, высаженного в горшок и
оставленного на зиму в теплом помещении - к Рождеству такое
растение принимает причудливые, не свойственные ему формы, а к
Масленице выдыхается и умирает, - если бы не мощная основа этих
культур, единая со всеми остальными, позднейшими, верная уже в
силу своей простоты и красоты.
В с е подобные культуры мы, естественно, рассмотреть не
сможем; я перечислю лишь те, которые представляются важными для
понимания их принципиальной значимости.
Начнем с культуры, наиболее близкой нам географически.