Het Monster

История эзотерических учений - лекции

Феодор Мопсуэстийский (ум. 425) - великий экзегет

Антиохийской школы, ученик Павла Самосатского. Впервые дал

подробные комментарии ко всем книгам Библии и составил ответы

относительно всех ересей. В 553 г. (на V Вселенском соборе) сам

осужден как еретик (несторианин) за то, что признавал в Иисусе

две природы, божественную и человеческую. Составил труд О магах

в Персии, краткое изложение к-рого дается у Патр. Фотия (ок.

820-891).

В эпоху поздней античности зрванизм был распространен тж. на

Сицилии и в Сирии среди магов, как пишет Бартел Ван-дер-Варден

(Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. М., Наука, 1991).

Однако в самом Иране приверженцы религиозной секты зрванитов были в

конце концов подавлены Сасанидами, и в настоящее время их почти не

осталось. Однако их философские взгляды, более близкие эзотеризму,

чем философия собственно Авесты, и сегодня дают неплохую пищу для

размышления.

Другой не менее интересной в эзотерическом плане сектой были

МАНИХЕИ.

Мани-Зендиг, Манес сын Патала (лат. транскр. Manes или

Mani, 216 - ок. 277): основатель манихейского учения. Счит.

себя учеником Фаридуна. Объявился в Иране при Шапуре, сыне

Ардешира (2-й царь Сасанидской династии), отрицал Зенд-Авесту,

за что он сам и его последователи были прозваны зендигами

(отсюда араб. зиндик - вероотступник). Называл себя преемником

Будды, Зороастра и Христа.

По аль-Балхи, Мани бежал от преследований Шапура в Китай,

где основал секту абахитов. Внук Шапура, Бахрам, вернул Мани в

Иран, пообещав легализовать его учение. Тот поверил, и манихеи

вышли из подполья. Желая поступить по-царски, Бахрам устроил

религиозный диспут, и Мани признали побежденным. Царь предложил

ему отречься от своей веры или умереть. М. избрал смерть. С него

содрали кожу и набили ее соломой - и вот почему каждому, кто

окажется главой зендигов, кожу набивают соломой (Ибн аль-Балхи.

Фарс-Наме). Последователей М. заключили в темницы, а тех, кто не

отрекся, казнили. Бируни (см.) наз. его Курбикос ибн Фаттак; у

римлян он наз. Корбиций (Corbitius).

Манихейство представляло собой своеобразный синтез собственно

персидских, шумеро-вавилонских и христианских (гностических)

взглядов. В отличие от зрванитов и собственно зороастрийцев, манихеи

были истинными дуалистами: они считали добро и зло (свет и тьму, бога

и диавола) двумя абсолютно самостоятельными и равноправными началами,

представленными как во Вселенной, так и в человеке.

С современной точки зрения это был эзотеризм без верхушки, так

и не достигший стадии плеромы (полноты) из-за отказа от признания

Единицы (Абсолюта): их космогония начиналась сразу с двойки. В

сравнении со зрванизмом он, конечно, менее развит, однако более

живописен и содержит по крайней мере одну немаловажную концепцию, к

которой нам еще не раз придется вернуться - назовем ее условно

восстанием Люцифера (иногда ее еще называют войной богов).

Ее смысл таков. Зло (Люцифер, Ариман, диавол - неважно,

самостоятельная ли сила или неблагополучный 33 отдел Творения,

если кто читал Сьовалла и Валлёо или видел фильм) однажды

восстало против Добра, желая возглавить Вселенную. И это ему

почти удалось, но его окончательная победа означала бы коллапс

Вселенной, поэтому вступил в силу закон космического равновесия

(в иудео- христианских мифах персонифицируемый в качестве

архистратига Михаила), и зло было повержено, катастрофа

предотвращена.

Манихеи делали из этого вывод, что Ариман, потерпев неудачу в

макрокосме, всякий раз пытается взять реванш в микрокосме, то есть

искушает каждого отдельного человека, стараясь лишить его образа и

подобия Ормуздова, поэтому задача человека - искать пути к

восстановлению этого образа.

Еще манихеи проповедовали аскетизм и безбрачие, выступали против

огнепоклонничества (зороастризма). Существовало 6 Книг Мани на

сирийском и 1 на среднеиранском (парфянском) яз. (Книга гигантов,

Шапуракана и др.); не сохранились. Взгляды манихеев нашли потом

многих последователей на Западе и на Востоке, однако сами они, как

уже говорилось, были уничтожены.

В наши дни зороастризм как таковой сохранил по большей части

чисто религиозный характер, утратив философские элементы. Это не

удивительно, т.к. государственной религией в Иране сейчас является

ислам шиитского