Феодор Мопсуэстийский (ум. 425) - великий экзегет
Антиохийской школы, ученик Павла Самосатского. Впервые дал
подробные комментарии ко всем книгам Библии и составил ответы
относительно всех ересей. В 553 г. (на V Вселенском соборе) сам
осужден как еретик (несторианин) за то, что признавал в Иисусе
две природы, божественную и человеческую. Составил труд О магах
в Персии, краткое изложение к-рого дается у Патр. Фотия (ок.
820-891).
В эпоху поздней античности зрванизм был распространен тж. на
Сицилии и в Сирии среди магов, как пишет Бартел Ван-дер-Варден
(Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. М., Наука, 1991).
Однако в самом Иране приверженцы религиозной секты зрванитов были в
конце концов подавлены Сасанидами, и в настоящее время их почти не
осталось. Однако их философские взгляды, более близкие эзотеризму,
чем философия собственно Авесты, и сегодня дают неплохую пищу для
размышления.
Другой не менее интересной в эзотерическом плане сектой были
МАНИХЕИ.
Мани-Зендиг, Манес сын Патала (лат. транскр. Manes или
Mani, 216 - ок. 277): основатель манихейского учения. Счит.
себя учеником Фаридуна. Объявился в Иране при Шапуре, сыне
Ардешира (2-й царь Сасанидской династии), отрицал Зенд-Авесту,
за что он сам и его последователи были прозваны зендигами
(отсюда араб. зиндик - вероотступник). Называл себя преемником
Будды, Зороастра и Христа.
По аль-Балхи, Мани бежал от преследований Шапура в Китай,
где основал секту абахитов. Внук Шапура, Бахрам, вернул Мани в
Иран, пообещав легализовать его учение. Тот поверил, и манихеи
вышли из подполья. Желая поступить по-царски, Бахрам устроил
религиозный диспут, и Мани признали побежденным. Царь предложил
ему отречься от своей веры или умереть. М. избрал смерть. С него
содрали кожу и набили ее соломой - и вот почему каждому, кто
окажется главой зендигов, кожу набивают соломой (Ибн аль-Балхи.
Фарс-Наме). Последователей М. заключили в темницы, а тех, кто не
отрекся, казнили. Бируни (см.) наз. его Курбикос ибн Фаттак; у
римлян он наз. Корбиций (Corbitius).
Манихейство представляло собой своеобразный синтез собственно
персидских, шумеро-вавилонских и христианских (гностических)
взглядов. В отличие от зрванитов и собственно зороастрийцев, манихеи
были истинными дуалистами: они считали добро и зло (свет и тьму, бога
и диавола) двумя абсолютно самостоятельными и равноправными началами,
представленными как во Вселенной, так и в человеке.
С современной точки зрения это был эзотеризм без верхушки, так
и не достигший стадии плеромы (полноты) из-за отказа от признания
Единицы (Абсолюта): их космогония начиналась сразу с двойки. В
сравнении со зрванизмом он, конечно, менее развит, однако более
живописен и содержит по крайней мере одну немаловажную концепцию, к
которой нам еще не раз придется вернуться - назовем ее условно
восстанием Люцифера (иногда ее еще называют войной богов).
Ее смысл таков. Зло (Люцифер, Ариман, диавол - неважно,
самостоятельная ли сила или неблагополучный 33 отдел Творения,
если кто читал Сьовалла и Валлёо или видел фильм) однажды
восстало против Добра, желая возглавить Вселенную. И это ему
почти удалось, но его окончательная победа означала бы коллапс
Вселенной, поэтому вступил в силу закон космического равновесия
(в иудео- христианских мифах персонифицируемый в качестве
архистратига Михаила), и зло было повержено, катастрофа
предотвращена.
Манихеи делали из этого вывод, что Ариман, потерпев неудачу в
макрокосме, всякий раз пытается взять реванш в микрокосме, то есть
искушает каждого отдельного человека, стараясь лишить его образа и
подобия Ормуздова, поэтому задача человека - искать пути к
восстановлению этого образа.
Еще манихеи проповедовали аскетизм и безбрачие, выступали против
огнепоклонничества (зороастризма). Существовало 6 Книг Мани на
сирийском и 1 на среднеиранском (парфянском) яз. (Книга гигантов,
Шапуракана и др.); не сохранились. Взгляды манихеев нашли потом
многих последователей на Западе и на Востоке, однако сами они, как
уже говорилось, были уничтожены.
В наши дни зороастризм как таковой сохранил по большей части
чисто религиозный характер, утратив философские элементы. Это не
удивительно, т.к. государственной религией в Иране сейчас является
ислам шиитского