Ч. как
приношении очистительной огненной жертвы (нем. Fegefeuer). Спор
о Ч. был одной из причин раскола Вселенской церкви на
католическую и православную (Православие Чистилища не признает).
Благодать (греч. h charisma, лат. gratia, др.-евр. BERACHA,
араб. Baraka); современные русские часто называют ее благостью,
т.к. старинное благодать для них скорее кажется равнозначным
кайфу, но термин есть термин: это - важнейшее эзотерическое
понятие, означающее особую божественную силу, ниспосылаемую человеку.
Передается человеку от божества посредством эманации или в ходе свщ.
таинств (мистерий) от других носителей благодати, и может быть таким
же образом отнята (можно вспомнить персидского героя Афрасиаба, за
свои преступления лишенного благодати богиней, лишение сана и
отлучение от церкви у христиан и т.п.).
В христианстве зап. отцы церкви считали благодать
единственным условием Спасения, а вост. наряду с нею допускали и
свободу воли (пелагиане). У зороастрийцев хварна (фарн)
считается эманацией божественного огня, благой долей, озн.
награду и в земной жизни - власть, богатство, как и бераха
(йидд. брохе) у иудеев. У мусульман носителями небесной
благодати (барака) считались суфии и иные столпы веры
(аятоллы, шейхи).
Греч. харизма, в древности означавшее дар богов (или
богам - в виде жертвы), ныне употребляется для обозначения дара
служения идеалу или просто дара общения с людьми
(харизматический лидер). В совр. культурах понятие благодати
имеет свои отличия: фр.-англ. grace, нем. Gnade скорее означает
милость Божию (милосердие, mercy, греч. to eleos), как и в
современом иудаизме (ивр. ПESED, благоволение, отсюда хасид).
Сколько ни искал, в индийских трактатах (и древних, и
современных) я нигде не нашел понятия, которое хоть отчасти
соответствовало бы идее благодати. Конечно, в разных языках и
культурах его содержание различно, но ядро-то все равно одно. А у
индийцев, начиная с Вед и кончая трудами Кришнамурти, есть все, что
угодно: божественная сила, прана, шакти, асхима, праведность, - кроме
благодати.
Это оттого, что носителями божественной силы у индийцев
считались (и посейчас считаются) не отдельные люди, заслужившие ее
тем или иным образом, а в с е члены касты брахманов по праву
рождения. Если ты даже кшатрий (воин, патриций), то будь ты хоть
сорок раз герой, тебе не познать высшей благодати. И наоборот, даже
совершив преступление, дважды рожденный может утратить звание
брахмана, но он не утратит своей причастности к высшей благодати (ср.
дворяне-декабристы, лишенные прав состояния, но не утратившие
врожденного благородства).
В этом смысле выделение зороастризма из протоведической религии
было шагом вперед, ибо предоставляло возможность Спасения не одной
только касте избранных, а вообще всем, принявшим учение.
Еще одно отличие индийского и персидского мiровоззрения
заключается в признании существования пары верховных божеств, бога
добра Ормузда и бога зла Аримана как двух независимых начал, каждое
из которых ведает своими делами: один - добрыми, другой злыми.
Поэтому персов часто упрекают в дуализме. Однако этот дуализм
относителен, ибо и Ормузд, и Ариман на самом деле суть небесные
близнецы, дети бога вечного и бесконечного времени - Зрвана, хотя в
Авесте он упоминается лишь вскользь.
В самом зороастризме эзотеризма немного, да и то это по большей
части элементы все того же индо-иранского мiровоззрения. Гораздо
эзотеричнее зороастризма его дериваты - ереси и новейшие учения
(напр., Так говорил Заратустра Ницше), одно из которых прямо
обращается к Зрвану: это ЗРВАНИЗМ (зерванизм), учение о бесконечном
времени.
Зрван, тж. Зерван, Зурван (пехл.; армянск. Зруам, Зруан; англ.
Zurvan, Zervan): З. Акарана, Неограниченное Время, верховный бог
зрванистской мифологии (Иран), персонификация даже не столько
времени, сколько принципа космического равновесия (весы, на одной
чаше которых находится добро, на другой - зло). По одной из версий
вообще двуполое божество, андрогин, который не знал даже, что
творится в его утробе. Воспринимается как бесконечное время, тогда
как мiр конечен и обречен на гибель. Создатели мiра - сыновья З.
Ормазд и Ариман, но время могущественнее обоих, т.е. добра и зла. Из
Персии этот культ проник в Сирию, Палестину и Египет (Эон). Феодор
Мопсуэстийский наз. его Тихе (греч. н tychh - Жребий, Судьба).