Het Monster

История эзотерических учений - лекции

Ч. как

приношении очистительной огненной жертвы (нем. Fegefeuer). Спор

о Ч. был одной из причин раскола Вселенской церкви на

католическую и православную (Православие Чистилища не признает).

Благодать (греч. h charisma, лат. gratia, др.-евр. BERACHA,

араб. Baraka); современные русские часто называют ее благостью,

т.к. старинное благодать для них скорее кажется равнозначным

кайфу, но термин есть термин: это - важнейшее эзотерическое

понятие, означающее особую божественную силу, ниспосылаемую человеку.

Передается человеку от божества посредством эманации или в ходе свщ.

таинств (мистерий) от других носителей благодати, и может быть таким

же образом отнята (можно вспомнить персидского героя Афрасиаба, за

свои преступления лишенного благодати богиней, лишение сана и

отлучение от церкви у христиан и т.п.).

В христианстве зап. отцы церкви считали благодать

единственным условием Спасения, а вост. наряду с нею допускали и

свободу воли (пелагиане). У зороастрийцев хварна (фарн)

считается эманацией божественного огня, благой долей, озн.

награду и в земной жизни - власть, богатство, как и бераха

(йидд. брохе) у иудеев. У мусульман носителями небесной

благодати (барака) считались суфии и иные столпы веры

(аятоллы, шейхи).

Греч. харизма, в древности означавшее дар богов (или

богам - в виде жертвы), ныне употребляется для обозначения дара

служения идеалу или просто дара общения с людьми

(харизматический лидер). В совр. культурах понятие благодати

имеет свои отличия: фр.-англ. grace, нем. Gnade скорее означает

милость Божию (милосердие, mercy, греч. to eleos), как и в

современом иудаизме (ивр. ПESED, благоволение, отсюда хасид).

Сколько ни искал, в индийских трактатах (и древних, и

современных) я нигде не нашел понятия, которое хоть отчасти

соответствовало бы идее благодати. Конечно, в разных языках и

культурах его содержание различно, но ядро-то все равно одно. А у

индийцев, начиная с Вед и кончая трудами Кришнамурти, есть все, что

угодно: божественная сила, прана, шакти, асхима, праведность, - кроме

благодати.

Это оттого, что носителями божественной силы у индийцев

считались (и посейчас считаются) не отдельные люди, заслужившие ее

тем или иным образом, а в с е члены касты брахманов по праву

рождения. Если ты даже кшатрий (воин, патриций), то будь ты хоть

сорок раз герой, тебе не познать высшей благодати. И наоборот, даже

совершив преступление, дважды рожденный может утратить звание

брахмана, но он не утратит своей причастности к высшей благодати (ср.

дворяне-декабристы, лишенные прав состояния, но не утратившие

врожденного благородства).

В этом смысле выделение зороастризма из протоведической религии

было шагом вперед, ибо предоставляло возможность Спасения не одной

только касте избранных, а вообще всем, принявшим учение.

Еще одно отличие индийского и персидского мiровоззрения

заключается в признании существования пары верховных божеств, бога

добра Ормузда и бога зла Аримана как двух независимых начал, каждое

из которых ведает своими делами: один - добрыми, другой злыми.

Поэтому персов часто упрекают в дуализме. Однако этот дуализм

относителен, ибо и Ормузд, и Ариман на самом деле суть небесные

близнецы, дети бога вечного и бесконечного времени - Зрвана, хотя в

Авесте он упоминается лишь вскользь.

В самом зороастризме эзотеризма немного, да и то это по большей

части элементы все того же индо-иранского мiровоззрения. Гораздо

эзотеричнее зороастризма его дериваты - ереси и новейшие учения

(напр., Так говорил Заратустра Ницше), одно из которых прямо

обращается к Зрвану: это ЗРВАНИЗМ (зерванизм), учение о бесконечном

времени.

Зрван, тж. Зерван, Зурван (пехл.; армянск. Зруам, Зруан; англ.

Zurvan, Zervan): З. Акарана, Неограниченное Время, верховный бог

зрванистской мифологии (Иран), персонификация даже не столько

времени, сколько принципа космического равновесия (весы, на одной

чаше которых находится добро, на другой - зло). По одной из версий

вообще двуполое божество, андрогин, который не знал даже, что

творится в его утробе. Воспринимается как бесконечное время, тогда

как мiр конечен и обречен на гибель. Создатели мiра - сыновья З.

Ормазд и Ариман, но время могущественнее обоих, т.е. добра и зла. Из

Персии этот культ проник в Сирию, Палестину и Египет (Эон). Феодор

Мопсуэстийский наз. его Тихе (греч. н tychh - Жребий, Судьба).