небо, воздух и земля,
потом рай (голока), земля и подземное царство (нарака), - и на
четыре стороны света (они же четыре стихии, четыре времени года и
т.п.).
Отсюда - множество триад и еще больше тетрад (четвериц):
Тримурти - троица богов Брахма (творец), Вишну (Сохранитель) и
Шива (Разрушитель), Трикарман - три главные обязанности брахмана
(жертвоприношение, изучение Вед и благотворительность),
Трипитака - три корзины, т.е. сборника буддийского канона:
монашеский устав, наставления в вере и религиозная доктрина, и
так далее; четверка дает четверорукость и четвероликость многих
божеств, четыре слоя Вед - Ригведа (веда гимнов), Самаведа (веда
песен), Яджурведа (веда жертвенных стихов) и Атхарваведа (веда
заклинаний), четыре обязанности человека (пурушатхи) - дхарма,
артха, кама и мокша, о которых ниже, и связанные с ними четыре
этапа жизни (ашрамы) - ученик, домохозяин, отшельник и святой,
четыре эпохи-юги, четыре благородных истины буддизма и т.п.
Из них для нас важны в понятийном смысле четыре пурушатхи,
т.к. из них складывается к а р м а.
Прежде всего хотелось бы рассеять одно весьма распространенное
заблуждение. Словом карма у нас сегодня называют все что угодно: и
наследственность, и долги, остающиеся нам от прошлых жизней, и
дхарму (роль), и мокшу (служение), и кизмет... Чаще всего именно
кизмет, то есть судьбу, жребий (от араб. късм - жребий), имеющий
значение только для данного воплощения и никак не связанный с
воплощениями прошлыми или будущими.
Между тем карма - это абстрактное философское понятие, к
обыденной жизни приложимое так же мало, как понятие материя - к
столу, за которым мы обедаем. В индуизме это всеобщая причинность,
сходная с европейско-греческим понятием телос (конечная причина),
поэтому обычная причинно-следственная связь, для которой
предполагается необратимость во времени (сначала всегда идет причина,
а потом следствие), в области кармы неприменима.
В буддизме и даосизме это безличный закон мiрового равновесия,
всегда стремящегося к самовосстановлению. Человек может нарушить его
в каком-то месте; мiр от этого не перевернется, а человек, как
говорится, сделает хуже себе же, потому что равновесие будет
стремиться восстановиться, и человек поплатится за его нарушение. (В
мировой мифологии описан один-единственный случай настолько глубокого
нарушения этого равновесия, что мiр в самом деле перевернулся, но
это было сделано не человеком).
ДХАРМА (санскр.): долг, закон, порядок жизни. Дхарма огня
- гореть, дхарма тигра - быть жестоким... (Д. Редьяр.
Психология личности). В индийской астрологии домами,
указывающими дхарму человека, счит. I, V и IX.
АРТХА (санскр. цель): общественная деятельность,
направленная на приобретение пользы, богатства. В астрологии
домами а. считаются II, VI и Х. В авестизме - Арта или Аша
(Аша-Вахишта), Лучшая Правда, небесный архетип порядка и
гармонии.
КАМА (санскр.): любовь, чувственные влечения и страсти. В
индийской астрол. домами к. считаются III, VII и XI.
МОКША (санскр.): спасение души, освобождение от пут
материального мiра, одна из важнейших сторон жизни человека и
его задач в индийской философии. В инд. астрологии домами мокши
счит. IV, VIII и XII.
Пятерки, семерки и девятки в качестве несущих конструкций
встречаются гораздо реже. Индия вообще больше тяготеет к четным
числам. Очень популярна шестерка и несколько менее - восьмерка. Об
индийской шестерке (гексаграмме) мы уже упоминали в прошлой лекции:
Шива
(разум)
Лакшми _ _ _/\_ _ _ Сарасвати
(осязание) / / (слух)
/ /
Брахма /_ _ _ _ _ _ Вишну
(зрение) / (вкус)
Кали
(обоняние)
К шестерке привязана и система чакр, называемая на санскрите
шат-чакра нирупана, т.е. система шести чакр, и описывающая всю
индийскую картину мiра. Это - схема устройства микрокосма и
макрокосма, лежащая в основе всех индогенных учений - и древних, и
новейших.
ЧАКPА (Chakra, санскр. круг, диск): орган астрального (или
эфирного) тела человека, преобразователь жизненной энергии. В
индийской традиции насчитывается