неопределенности понятию Абсолюта или Бога,
который есть всё, и в первую очередь природа на всех своих
стадиях развития, даже самых начальных и предначальных.
Не удивительно, что примерно в то же время и не без влияния
этих переработанных теософами индийских представлений зародилась
идея Большого Взрыва (Big Bang), объяснявшая хоть что-то в
материалистической картине мiра физиков западной, точнее,
иудео-христианской культуры. Всё вещество Вселенной, собранное в
точку, аналогично потенциальному пространству, второй стадии
ноля, а Большой Взрыв, начало расширения Вселенной - третьей
стадии, девственной Природе. О первой стадии, то есть о том,
что было ДО Большого Взрыва, физикам-материалистам говорить
было трудно, потому что понятию хаоса нельзя дать строгого
определения.
Между тем нам с вами уже должно быть ясно, что фактор,
обусловивший зарождение структуры в первичном хаосе, то есть
вызвавший уменьшение энтропии Вселенной, является скорее
внешним, чем внутренним, если взглянуть на дело с точки
зрения теософов и физиков, потому что исходит из сознания
человека, а не Вселенной: попросту говоря, как мы подумаем, так
и будет - точнее, так и было (will have been). Я недаром
повторяю в каждой лекции, что история пишется ретроспективно.
Ведь время - всего лишь одна из функций Вселенной, оно не
прямолинейно (или, по крайней мере, не всегда прямолинейно, в
чем мы убедимся позже), поэтому наша мысль может точно так же
воздействовать на относительное линейное прошлое, как и на
будущее... Короче говоря, тем самым вопрос об определении хаоса,
он же вопрос о том, что было до Большого взрыва, он же вопрос об
иллюзорности или реальности Вселенной становится чисто
схоластическим и утрачивает для нас всякий смысл, подобно
знаменитому вопросу о том, сколько ангелов уместится на кончике
иглы - до тех пор, пока мы не найдем ответ на вопрос, что есть
Истина, - кстати, кто помнит, что говорится об этом в книге Дао
Дэ Цзин?
От Истины рожден Один,
От Одного явились Два,
Из Двух образовались Три,
Из Трех - все множество вещей.
Выходит, Истина - это хаос?
На самом деле это, конечно, ловушка. Просто с точки зрения
древних индийцев (и современных эзотериков) понятия внешний и
внутренний в приложении к фактору, вызвавшему структурализацию
хаоса, тоже не имеют смысла, ибо человек присутствует в Боге,
как и Бог в человеке...
Постулат о тождестве Бога и человека в той или иной форме
присутствует во всех религиях, в чем мы с вами еще не раз
убедимся. Но мы и так слишком уклонились от темы.
Видите, сколько мыслей и ассоциаций порождает один, казалось бы
простенький, образ какой-то древней эзотерической доктрины. Однако в
том-то и дело, что именно эта доктрина составила один из краеугольных
камней нашего сегодняшнего мiропонимания, ведь все мы, называющие
себя европейцами, американцами, арабами, турками или греками,
хиндустани, панджабцами, сикхами и так далее, в сущности, изначально
принадлежим к одной культуре, и лишь позднейшие наслоения и новации
привели к возникновению множества разнонаправленных учений, каждое из
которых первым делом хваталось за меч, чтобы доказать свою правоту.
Терпимость и миролюбие индийцев, объясняющееся в большой мере
иньским, лунно-венерианским началом их культуры (недаром даже
космическая энергия, кит. ци или чи, является в индийском понимании
женской энергией - шакти), со временем сыграли для них, конечно,
плохую службу, не дав поднять меч против завоевателей, которых в
истории Индии хватало. Однако именно эти терпимость и миролюбие,
отказ от меча как средства разрешения философских споров создали
оптимальную среду для ничем не сдерживаемого роста эзотерических,
религиозных и философских идей, нашедших своих почитателей и
продолжателей далеко за пределами Индии - то есть создали то, что
сегодня называется плюрализмом.
Поэтому для самих индийцев в принципе было неважно, как
нумеровать стадии мiрового развития. У них не было столь строгого и
торжественного отношения к символике чисел, как у китайцев или у
Пифагора. Однако сама символика была в принципе той же самой: мiр
делится на три этажа по вертикали - сначала