Буддой
Гаутамой лишь ближайшим из своих учеников. На самом деле в нем нет
ничего тайного, это всего лишь естественный взгляд на мiр. Тот самый
взгляд, о котором мы говорим все время, причем в своем самом простом
и чистом виде. Как говорил один из учителей дзен, цитируемый у
Судзуки: Учение всех Будд заключено с самого начала в нашем
собственном разуме.
Он предполагает главным образом работу духа, и даже не работу, а
равновесие духа, не нарушаемое никакими внешними факторами. Медитация
и прочие упражнения нужны лишь начинающим, чтобы приучить свой ум к
абстрагированию от всяческих помех. Как правило, людям в возрасте до
30 лет, до завершения цикла Сатурна, означающего некую новую ступень
познания, такое умение абстрагироваться дается трудно: слишком много
соблазнов. Зато потом оно часто приходит само, даже не обязательно
под знаком буддизма.
Ламаизм
В конце XIV - начале XV в. тибетский монах и философ Цзонхава
решил реформировать существовавшую с XI в. буддийскую секту кадампа,
желая вернуться к первоначальному учению, как он сам понимал его, а
также поднять авторитет монахов (лам). Теория ламаизма излагается в
108-томном собрании, именуемом Ганджур.
Ламаизм как тибетская форма буддизма уделяет гораздо большее
внимание внешним, второстепенным атрибутам учения. Идея в ее чистом
виде показалась ламаистам, как и даосистам, слишком простой, ибо для
ее осознания требуется не только время-возраст, но и время-досуг.
Много ли досуга у пастухов Тибета и Монголии?
Отсюда, во-первых, усиление жречества как особой группы людей,
отвечающих за Спасение самих себя и других.
Отсюда и наследственность сана великого ламы - наверняка
многие из вас читали откровения изгнанного далай-ламы Ловсанга
Рампо (Третий глаз. Л., 1991), и тщательнейшая разработка
медитативных упражнений всякого рода - достижение кататонии,
левитация, путешествия духа, и чрезвычайно детализованная
астрология, учитывающая гораздо больше факторов, чем, например,
китайская или даже индийская; это, наконец, знаменитая тибетская
медицина, разработанности которой могут позавидовать современные
врачи - вспомните книги Бадмаева и Позднеева, трактат Чжуд Ши и
др., включающие богатейшую номенклатуру лекарственных растений,
пульсовую диагностику, учет астрологических параметров карты
рождения и текущей ситуации. Однако все это преподают лишь
монахам.
Махаянский буддизм, даже дзен-буддизм в Китае и Японии
предполагает прежде всего открытость этого пути, его доступность всем
и каждому, кто даст себе труд на него вступить. На Тибете же буддизм
скорее хинаянского толка, оставляющий эту возможность лишь
посвященным. Кроме того, ламаизм, хотя и восходит к буддизму, вырос
на почве древних местных религий, начиная от анимализма с тотемизмом
у совсем диких народов и кончая знаменитой религией бон, она же
бон-по.
Само слово происх. от глагола bod pa, озн. вызывать
богов, призывать духов. Это добуддистский анимистический культ
божеств, духов и сил природы.
Таким образом, если буддизм в целом и дзен-буддизм в особенности
предполагают максимальное обобщение, то есть имеют характер
эзотерической философии в ее современном понимании, то тибетский
буддизм (ламаизм) есть частное, специальное учение главным образом
прикладного, то есть магического характера. Однако о магии речь у нас
пойдет позже.
. История эзотерических учений.
Лекция 5. Индия и Персия.
Индия
При всем богатстве и разнообразии философских систем, школ,
учений, традиций и направлений, существующих в Индии, при всей
многочисленности ее языков, каст, религий и сект мы все-таки можем
говорить о феномене индийского или даже индо-иранского мышления,
потому что в основе всех вышеперечисленных вариантов лежит одно и то
же представление о мiре, сложившееся еще на рубеже эр Тельца и Овна и
настолько совершенное и самодостаточное, что любые последующие
принципиальные новации, зарождались ли они внутри индийской культуры,
как буддизм, или привносились извне, как христианство, просто
отторгались потом как лишнее или переваривались, будучи разжалованы
в рядовые, мелкие частности единого и неделимого учения.
Вкратце история развития этого учения или, точнее, мышления
такова. Свое начало оно берет в эре Тельца - это уже известный нам
постулат мiр совершенен и менять его незачем, - однако свои
теперешние формы оно приняло лишь в начале эры