или не-до-конца-понимание
этих принципов даосами Запада во-первых и непонимание даосов
не-даосами во-вторых...
Книга Дао Дэ Цзин выходила на русском языке неоднократно.
Из имеющихся пяти или шести переводов внимания заслуживают два:
научный перевод Ян Хин-шуна (М., АН СССР, 1950) и поэтический
перевод В. Перелешина (М., КОНЕК, 1994). Первый хорош
скрупулезной точностью в передаче всех вариантов значений и
мощным справочным аппаратом, но совершенно неудобочитаем, второй
же, как и оригинал, представляет собой подлинно литературное
произведение, а также достигает цели коммуникации как
священная книга.
Дзен-буддизм
Что же касается буддизма, то на китайской и дальневосточной
почве его ожидала особая судьба. Для даосов призыв Будды Шакьямуни к
отречению от всего мiрского был нерелевантен, потому что они и так
ушли из мiра. А вот учение об отождествлении субъекта и объекта как
способе познания мiра, а также о карме и циклах воплощений,
завершаемых соединением с Абсолютом, дало новый толчок развитию
китайского мiровоззрения.
В данном случае речь идет о резонансе и диссонансе двух
архетипов: китайского (Венера, Телец-Весы) и индийского (Рыбы,
по крайней мере в той части Индии, которая граничит с Китаем и
Тибетом). С одной стороны это было взаимное оплодотворение (Рыбы
- место возвышения Венеры), с другой - почти полная переработка
категорий индийской философии, не имевших аналогов в китайской
картине мiра.
Буддийское представление о подчиненности индивидуального Я
Абсолюту, помноженное на уже разработанную китайцами концепцию
космического равновесия, дало дзен-буддизм - сугубо эзотерическую и
даже мистическую философию, в которой единство макрокосма и
микрокосма понимается через единство познаваемого объекта и познающего
субъекта: вся Вселенная помещается в индивидуальном сознании или,
точнее, в подсознании, она просто умещается в нем и становится
тождественна ему, а различия между ними несущественны.
Отождествление - действительно очень удобный способ познания мiра
(эзотерическая философия), а также воздействия на него (магия),
гениальный в простоте своего принципа, но невероятно трудный в своем
практическом осуществлении, особенно для западного человека.
В самом деле, чего проще: хочешь познать камень -
отождестви себя с ним; хочешь познать законы мiроздания -
отождестви себя с ними, и так далее. Хочешь, чтобы кинжал врага
поразил его самого - отождестви себя с кинжалом. Этот принцип,
кстати, лежит в основе многих восточных единоборств.
Да, но как это сделать? Простому человеку, особенно европейцу,
очень трудно полностью отождествить себя с кем-то, а тем более с
чем-то: мешает невидимый барьер, отделяющий его драгоценную личность
от внешнего мiра. Лишь когда он, как учат буддисты, перестает считать
ее ценной (подчиненность индивидуального Я абсолюту), ему удается
преодолеть этот барьер.
Сами китайцы (а также японцы и др. жители Вост. Азии) апеллируют к
духовному опыту Будды Гаутамы: раз у него получилось, значит, и у вас
получится. Ведь средства, которыми он пользовался, известны.
Важнейшим из этих средств является медитация. Само слово дзен
представляет собой японскую транскрипцию санскр. дхьяна - медитация
(через кит. чань, означающее то же самое).
Дальше все очень просто: медитация плюс осознание закона
равновесия макрокосма (мiровая карма) дает первую ступень познания
бесконечного - отказ от ненависти, как говорит Д. Судзуки.
Медитация плюс сознание кармы как микрокосмического закона равновесия
(индивидуальная карма) - это вторая ступень, покорность карме.
Медитация плюс у-вэй (принцип недеяния) дает отсутствие стремлений,
третью ступень познания. И, наконец, медитация плюс осознание дхармы
как телеологического закона (цели) своего существования - это
четвертая ступень, называющаяся у Судзуки покорность дхарме.
Дайсэцу Судзуки (1870-1966), японец, крупнейший теоретик
дзен-буддизма. Он читал лекции в университетах Европы и Америки,
написал более 90 книг. Именно благодаря ему западные эзотерики -
те, кто дал себе этот труд, конечно, - смогли приблизиться к
пониманию дзен-буддизма. Его книги теперь издаются и у нас
(Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. Бишкек, Одиссей, 1993, или:
Наука Дзен. Киев, 1992).
Иногда говорят: дзен - это тайное учение, преподанное