Het Monster

История эзотерических учений - лекции

или не-до-конца-понимание

этих принципов даосами Запада во-первых и непонимание даосов

не-даосами во-вторых...

Книга Дао Дэ Цзин выходила на русском языке неоднократно.

Из имеющихся пяти или шести переводов внимания заслуживают два:

научный перевод Ян Хин-шуна (М., АН СССР, 1950) и поэтический

перевод В. Перелешина (М., КОНЕК, 1994). Первый хорош

скрупулезной точностью в передаче всех вариантов значений и

мощным справочным аппаратом, но совершенно неудобочитаем, второй

же, как и оригинал, представляет собой подлинно литературное

произведение, а также достигает цели коммуникации как

священная книга.

Дзен-буддизм

Что же касается буддизма, то на китайской и дальневосточной

почве его ожидала особая судьба. Для даосов призыв Будды Шакьямуни к

отречению от всего мiрского был нерелевантен, потому что они и так

ушли из мiра. А вот учение об отождествлении субъекта и объекта как

способе познания мiра, а также о карме и циклах воплощений,

завершаемых соединением с Абсолютом, дало новый толчок развитию

китайского мiровоззрения.

В данном случае речь идет о резонансе и диссонансе двух

архетипов: китайского (Венера, Телец-Весы) и индийского (Рыбы,

по крайней мере в той части Индии, которая граничит с Китаем и

Тибетом). С одной стороны это было взаимное оплодотворение (Рыбы

- место возвышения Венеры), с другой - почти полная переработка

категорий индийской философии, не имевших аналогов в китайской

картине мiра.

Буддийское представление о подчиненности индивидуального Я

Абсолюту, помноженное на уже разработанную китайцами концепцию

космического равновесия, дало дзен-буддизм - сугубо эзотерическую и

даже мистическую философию, в которой единство макрокосма и

микрокосма понимается через единство познаваемого объекта и познающего

субъекта: вся Вселенная помещается в индивидуальном сознании или,

точнее, в подсознании, она просто умещается в нем и становится

тождественна ему, а различия между ними несущественны.

Отождествление - действительно очень удобный способ познания мiра

(эзотерическая философия), а также воздействия на него (магия),

гениальный в простоте своего принципа, но невероятно трудный в своем

практическом осуществлении, особенно для западного человека.

В самом деле, чего проще: хочешь познать камень -

отождестви себя с ним; хочешь познать законы мiроздания -

отождестви себя с ними, и так далее. Хочешь, чтобы кинжал врага

поразил его самого - отождестви себя с кинжалом. Этот принцип,

кстати, лежит в основе многих восточных единоборств.

Да, но как это сделать? Простому человеку, особенно европейцу,

очень трудно полностью отождествить себя с кем-то, а тем более с

чем-то: мешает невидимый барьер, отделяющий его драгоценную личность

от внешнего мiра. Лишь когда он, как учат буддисты, перестает считать

ее ценной (подчиненность индивидуального Я абсолюту), ему удается

преодолеть этот барьер.

Сами китайцы (а также японцы и др. жители Вост. Азии) апеллируют к

духовному опыту Будды Гаутамы: раз у него получилось, значит, и у вас

получится. Ведь средства, которыми он пользовался, известны.

Важнейшим из этих средств является медитация. Само слово дзен

представляет собой японскую транскрипцию санскр. дхьяна - медитация

(через кит. чань, означающее то же самое).

Дальше все очень просто: медитация плюс осознание закона

равновесия макрокосма (мiровая карма) дает первую ступень познания

бесконечного - отказ от ненависти, как говорит Д. Судзуки.

Медитация плюс сознание кармы как микрокосмического закона равновесия

(индивидуальная карма) - это вторая ступень, покорность карме.

Медитация плюс у-вэй (принцип недеяния) дает отсутствие стремлений,

третью ступень познания. И, наконец, медитация плюс осознание дхармы

как телеологического закона (цели) своего существования - это

четвертая ступень, называющаяся у Судзуки покорность дхарме.

Дайсэцу Судзуки (1870-1966), японец, крупнейший теоретик

дзен-буддизма. Он читал лекции в университетах Европы и Америки,

написал более 90 книг. Именно благодаря ему западные эзотерики -

те, кто дал себе этот труд, конечно, - смогли приблизиться к

пониманию дзен-буддизма. Его книги теперь издаются и у нас

(Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. Бишкек, Одиссей, 1993, или:

Наука Дзен. Киев, 1992).

Иногда говорят: дзен - это тайное учение, преподанное