Но принадлежат они уже к эре Рыб.
В это время наконец начинают развиваться отдельные эзотерические
дисциплины, в первую очередь астрология и гадание. Первоначально они
служили не индивидуальным потребностям человека, а были, так сказать,
одним из орудий государственной политики. Составляются гороскопы
царей и государств, новые города закладываются в специально выбранный
день. В Китае врачи, астрологи и гадатели состояли на императорской
службе наравне с писцами и другими чиновниками.
Во второй половине эры Овна (I тыс. до н.э.) крупнейшим центром
развития эзотерической мысли становится Вавилон. Именно там
разрабатывается математика на основе 10, 20 и 60-ричной системы
счисления, принципы нумерологии. Там же был составлен и первый (из
известных) индивидуальный гороскоп - для какого-то царедворца, но
все-таки уже не для царя (410 до н.э.).
В VI в. до н.э. астрология и нумерология проникают из Вавилона
в Грецию. Открывает свою школу Пифагор. Начинается переработка
древних текстов: наряду с сакральным в них вкладывается и философский
смысл. Ведь и философия в нашем понимании начинается только с этого
времени (Сократ, Платон).
И, наконец, последние три века до нашей эры дают подлинный взлет
религиозной, философской и эзотерической мысли. Надвигается эра Рыб:
стихия огня (Овен) смешивается со стихией воды, и образуется пар,
туман - ничего не видно, будущее представляется людям туманным,
гибельным, к тому же кругом идет война, и конец света кажется скорым
и неизбежным.
Появляются книги глубоко философского содержания: Экклезиаст,
Поучения Бен-Сиры (Книга Иисуса сына Сирахова), аллегорические
Притчи и Песнь Песней, приписываемые Соломону (III в. до н.э.);
развивается жанр апокалиптической литературы (Откровение Илии, Адама,
Ездры и, наконец, Откровение Св. Иоанна - новозаветный Апокалипсис),
чисто мистическая литература: Енох, Сивиллины книги и т.д.
. История эзотерических учений.
Лекция 4. Китай и Тибет
Срединное Царство
Начнем с Китая как центра Дальневосточных цивилизаций, откуда
многие достижения человеческой мысли распространялись в соседние
страны - Тибет и Монголию, Корею, Японию и Вьетнам. Ясно, что речь
идет не только о бумаге и туши, фарфоре и вермишели, но прежде всего
об идеях и представлениях, призванных объяснить устройство
окружающего мiра и роль в нем человека.
Эти представления окончательно сформировались или, точнее, были
сформулированы к концу эры Овна (VI - V вв. до н.э.) и сохранились
неизменными в своей сути до наших дней, составляя основу всех трех
основных течений китайской религиозно-философской мысли: даосизма,
конфуцианства и буддизма. Даже проникновение с Запада новых религий
(христианства и мусульманства различных толков), начавшееся во второй
половине I тысячелетия н.э., и новых философских теорий, начавшееся
лишь в конце XIX в., лишь что-то добавило к мiровоззрению жителей
Восточной Азии, но ничего не изменило по существу.
Сейчас они, конечно, знают, что Земля вращается вокруг Солнца,
знакомы со всеми достижениями современной науки и сами достигли в ней
многого, но их мiровоззрение, а тем самым в большой мере дела и
поступки определяются именно традиционной картиной мiра, эзотеричной
в самой своей основе. Недаром американский китаевед Дж. Нидэм считал
даже, что китайское мышление наиболее близко ко всемiрной
(универсальной, экуменической) философии будущего (Needham, J.
Science in Traditional China: A Comparative Perspective. Cambridge
/Mass./ - Hong Kong 1981).
Китайцы издревле называли свою страну Срединным царством (Чжун
Го), полагая, что она ни вокруг чего не вращается, а находится в
центре не только обитаемой земли, но и всего мiроздания. На севере
живут варвары, на юге - родственные племена, на западе возвышаются
горы, а на востоке находится океан, но и там тоже живут разные люди
или, по крайней мере, родственные им существа, как на горе Пэнлай,
обители бессмертных, расположенной где-то за горизонтом. Над Китаем
находятся Небеса, населенные множеством богов разного ранга, а под
ним - Преисподняя, царство могущественного Янь-вана, начальника над
целой армией чиновников и судей, разбирающих дела вновь прибывающих
душ.
Правда, в более ранние времена Царство мертвых у китайцев тоже
помещалось на поверхности Земли, где-то далеко на севере. Но
трехчленная схема деления мiра по вертикали сохранялась: между Небом
и Землей находился Человек. В этом легко узнать уже известную