и остальные давно стали символами не
одного даже, а множества учений, возводящих к ним свою историю.
Через Моисея, которого то ли не было, то ли он был негр, то
ли это какая-то реминисценция в адрес того же Эхнатона, был
ретроспективно достроен еврейский Закон (Тора). Это было
необходимое звено, открытое в эпоху вавилонского пленения: в
Вавилоне из евреев никто (!) не слышал о Моисее и его законах. И
тогда Ездра, роль которого в истории Ветхого Завета даже более
велика, чем роль Моисея, вернул последнего из уже почти
поглотившего его исторического небытия.
Зороастров насчитывают даже троих: первый - внук Ноя, сын
Хама (рубеж эр Близнецов и Тельца), второй - современник Моисея
(расцвет эры Овна), третий - современник Ездры (VI-V в. до
н.э.). Кто из них был исторической личностью и в какой степени,
судить трудно. Британская исследовательница Мэри Бойс
предполагает, что исторический Зороастр был младшим
современником Моисея, т.е. жил между 1500 и 1200 г. до н.э.
(Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., Наука, 1988), что
подтверждается типом мышления, представленным в древнейших слоях
Авесты, однако ее каноническая редакция не старше эпохи Ездры.
В существовании принца Шакьямуни, он же Гаутама Будда,
историки сомневаются меньше, а реальность Конфуция, кажется, ни
у кого не вызывает сомнений, хотя личность его современника
Лао-цзы до сих пор вызывает споры.
Именно несовершенство древних книг сделало их впоследствии
богатейшим источником эзотерических учений. Ведь в этих учениях
главное - толкование, а толковать лакунарные, многократно
отредактированные тексты, содержащие к тому же множество забытых или
изменивших свое значение слов, можно очень широко.
Недаром замечательный эзотерик и крупнейший философ нашего
времени, Петр Демьянович Успенский, сумел так истолковать
Четвероевангелие, что у читателя сомнений не остается: Иисус был не
божеством и не религиозным деятелем, а учителем-эзотериком наподобие
Аполлония Тианского или того же Будды (Новая модель Вселенной. СПб.,
1993, гл. 4).
Именно в период эры Овна, особенно во второй ее половине,
выделяются лица, обладающие сверхъестественными способностями, то
есть вступающие в непосредственный контакт с Богом в форме
откровения, пользуясь термином древних, или попросту дающие себе
труд задуматься над закономерностями мiра и человека, если подойти к
этому с точки зрения эзотерической философии. Их можно разделить на
три категории: 1) цари и первосвященники, обладающие ими как бы по
определению; 2) пророки, несколько веков спустя заслужившие
признание, и 3) маги (лжепророки), несколько веков спустя заслужившие
осуждение. Причем в дни их действия разница между вторыми и третьими
отсутствует: современники не в состоянии оценить, кто из объявивших
себя пророками говорит правду.
Кстати о правде и истине. В русском языке это не синонимы,
хотя в наше время оба эти слова часто путают. Если истина -
это то, что есть, естина, то правда - это ЗАКОН (вспомните
Русскую Правду - свод законов Киевской Руси). Недаром Понтий
Пилат спрашивает у Иисуса не что есть правда (закон-то он
знал), а что есть истина. Так что название газеты Правда
означало совсем не то, о чем думали ее основатели, взяв такое
название.
О понятии истины в других языках есть хорошее, хотя и
краткое исследование у П. Флоренского (Столп и утверждение
истины. СПб., 1915). Так, если в еврейском языке истина (Emeth)
происходит от корня AMAN - быть крепким, в переносном значении
верным, отсюда аминь, то в греческом это alhtheya,
отрицание a + lhthos (lathos), ошибка, т.е. безошибочный. У
римлян же это прежде всего юридический термин (veritas),
означающий истинное суждение как антоним ложного (ср true и
false в алгебре Буля и нынешней компьютерной логике), но
восходит оно все к тем же verenda - вспомните древнюю клятву.
Звание пророка присваивается лишь ретроспективно, и лишь тем,
чья проповедь соответствует велению времени (нем. Zeitgeist) или хотя
бы велению правящего государя. Однако и писания лжепророков
сохраняются - правда, частью случайно, - чтобы потом стать материалом
к размышлению для многочисленных разного рода сект, которые и
появляются за два-три столетия до начала нашей эры (сифиане, фарисеи,
саддукеи, иессеи).