я перестану смеяться над самим собой, мое движение остановится. Правда, если я позволю себе увлечься такого рода очищающим мазохизмом и откажусь от торжественного и спокойно-уверенного напряжения силы, - я перестану быть магом. Вот так, и никак иначе. Две стороны монеты, неотделимые друг от друга, как свет и тьма... Одну из них (веpоятно, тыльную) мы уже видели - это Локи, божественный пеpесмешник. Какова же дpугая, лицевая, так сказать, ее стоpона?... Дpугая стоpона - Один. Повелитель Асгаpда, бог магов, князь миpа по ту стоpону смеpти. Его индоевpопейские аналоги: Геpмес античности, Луг и Манавидан кельтов, Велес славян и балтов, Агни индийцев....Мы должны разглядеть главное - бог магии и могущества, Страж Переходов между мирами, вестник богов, - и бог-трикстер, божественный пересмешник, - это одно и то же лицо во всей индоевропейской мифологии. Двумя сторонами одной и той же Силы оказываются Бог-Чародей, владеющий глубинами знания, и Бог-Паяц, отказывающийся думать и наставляющий богов и людей в стирании чувства собственной важности...
Ний, Чернобог
В ряде работ Д.Громова [78] было показано, что персонаж Старый Старик из мифологемы Бой на Калиновом Мосту (Иван Быкович) или родственный ему Вий, также и былинный слепой отец Святогора, а в православии - св. Касьян - позднее переосмысление образа некоего черного бога, властителя навьего мира.
В средневековых польских источниках мы находим одно из имен этого славянского Аида-Плутона, так по Длугошу [79]:
Кн.I. : Плутона прозывали Ныя (Nya); его считали богом подземного мира, хранителем и стражем душ, покинувших тела, и просили у него после смерти провести в лучшие места преисподней, и поставили ему главное святилище в городе Гнезно, куда сходились изо всех мест.
Следует оговориться, что были и прижизненные судьи-боги, так, например Прове, в Саксонской хронике Конрада Бото (1495 г) сказано так: 1123 г. В Ольденбурге был бог, именовавшийся Прове, и он стоял на столбе, и имел в руке красное железо испытаний, и имел знамя и длинные уши, и пару сапог, а под ногой - колокол. De Prove, deo sive praeside Justitia ac fori - А.Френцель [80] (История народов и обычаев Верхней Лужицы,1696). Подчеркиваем именно загробный характер судейства Ныя.
Запрещаем также пляски и песни, в которых призываются имена идолов Ладо, Леля, Йеша, Ныя, что обычно делают во время праздника Троицы. [81]
Мацей Стрыйковский в Хронике польской, литовской и всей Руси в 1582 году пишет:
Плутона же, бога пекельного, которого звали Ныя, почитали вечером, просили у него по смерти лучшего усмирения непогоды.
Пожалуй, только в зороастризме, как одной из Традиционных религий, Темное начало сопоставлено Злу в космогоническом аспекте. И даже когда из уст Гельмолда мы узнаем о злом Черном боге и добром Белобоге, для нас очевидно, что это христианское понимание исходно языческой идеи дуализма. Дуалистические легенды о сотворении мира Светлым и Темным демиургами существуют практически у всех соседей древних славян, сохранились они и в восточно-славянской традиции. [82]
Петр Альбин в Миснейской летописи говорит: славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда. Гельмолд в Славянской хронике свидетельствует: Удивительное суеверие славян, ибо они на своих празднествах и пирах обносят круговую чашу, возглашая над нею слова - не скажу благословения, но проклятия, во имя богов доброго и злого, так как ожидают от доброго бога счастливой доли, а от злого - несчастливой; поэтому злого бога даже называют на своём языке Дьяволом или Чернобогом. Понятно, что было злом в понимании доброго христианина, не обязательно таковым являлось в глазах язычника-славянина. трактате De originibus linguae Sorabicae при описании сербо-лужицкого пантеона Чернобог назван Абрахамом Френцелем [83] (1696 г.) - Czernebog. Имя Белого доброго бога присутствует в чешском средневековом словаре Mater Verborum - Belboh: Белъбогъ - beel, baal.
Отсюда злого бога Дьяволом и Чернобогом, то есть Черным богом, доброго же Белбогом, то есть белым богом называли. Фигуру этого идола, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы Древний Вит. С большой головой, густой бородой он скорее выглядит чудовищем, чем вымышленным богом (История Каменской епархии, 17 век). А веком ранее сообщалось: Изображение идола Руяны, высеченное