Гаврилов Дмитрий

Тёмные Боги Индо-европейцев

и тем, кто средь синих, губительных волн промышляя,

Станет молиться Гекате и шумному Энносигею.

Очень легко на охоте дает она много добычи,

Очень легко, коль захочет, покажет ее - и отнимет.

Яга дает герою Ивану вещи, которые приносят ему удачу на охоте ли, в добывании чего бы то ни было, в походе. Ей служат звери и птицы, она по сказкам и мать ветров, а полет Яги сопровождается буреломом и разными неблагоприятными природными явлениями. Впрочем и явление Гекаты всегда хтонично.

Основные функции Макоши:

Богиня всей Судьбы, Пряха.

Великая Мать, подательница удачи, счастья, достатка, возможно связана с урожаем.

Богиня колдовства, ведунья.

Властительница Перехода из этого мира в мир Иной, жизнь и смерть ей подвластны в равной мере.

Скотья богиня и хозяйка дикой Природы.

Покровительница жен и хозяек.

Есть и еще одна важная особенность для понимания образа Макоши, ранее уже выделенная и обоснованная нами [106].

Совершенно замечательное поминание мы найдем у Василия Татищева в Истории Российской: Ректор Апиц во утверждение сего (Д.Г. - что новгородские словене пришли на Ильмень из западных славян) приводит, якобы новагородцы древле герб имели воловью голову, как и мекленбургский; токмо я сего нигде не нахожу, токмо что идола Мокоса имели с воловьею главою.

Прежде Татищева о Моkоssi с рогатой головой писал Георг Андреас Шлейзинг в своей Древней и современной религии московитов [107]. Со ссылкой на сведения некоего еврея-купца, бывшего в Киеве во времена до Шлейзинга, автор описывает действующий еще в 16 или 17 веках храм язычников и четырех идолов: Pioruni, Mokossi, Chorsi, Stribi. На изображении - существо, покрытое густой шерстью, имеющее четыре рога и козлиные ноги. В этой связи мне вспоминается классическоле скульптурное изображение древнегреческого Пана. Как отмечалось выше и Велес подобен Пану, как само воплощение Природы: Mater Verborum [108] - Veles: Велесъ - Pan, ymago hircina, и отождествляется с рогатым Сатаной.

Нам известно, по меньшей мере, еще три упоминания Мокоша-Мокоса в мужском роде. Из знаменитого собрания пословиц Даля известна такая: Бог - не Макеш, - чем-нибудь да потешит. Это второй источник, где Макеш-Мокос назван богом, а не богиней. Cогласитесь, правильнее было бы тогда говорить не о Боге, а Матери Божьей. Наконец, в третий раз в мужском роде имя это употребляется в Поведании о Мамаевом побоище великаго князя Дмитрия Ивановича Донского: Мамаи же царь... нача призывати боги своя: Перуна, Салманата, Мокоша, Раклия, Руса и великаго своего помощника Ахмета. Татищев же со ссылкой на польского средневекового автора Стрыковского и его изъятия из рускаго древняго летописца рассказывает, что были: 1) Перун, грома бог, ему же неугасаемая жертва от дров дубовых, яко у грек и римлян Юпитеру содержана, 2)Стрибо, 3) Мокос, скотов, 4)Хорс, 5) Дидо, богиня брака и любви, 6) ея сын Ладо, или Лело, равный Купиде, 7) Тор, 8) Купало и пр.

Заметим, что в индоевропейской традиции боги, имеющие сходные имена, обладали и сходными функциями. Проведенный с учетом этого обстоятельства анализ пар - Геката и Гермес, Фригг и Один (Игг), Макошь и Велес - позволил нам предположить, что под именем Мокоса может выступать из известных славянских богов именно Велес - бог магии и знания, бог Удачи, скотий бог, хранитель урожая, податель богатства, но вместе с тем хозяин Дикой природы, властитель неявленного, непознанного человеком мира, ведающий все пути, и проводник умерших - Темный бог славян.

--------------------------------------------------------------------------------

Д. А. Гаврилов, А. Е. Наговицын. Боги славян. Язычество. Традиция. М.: Рефл-Бук, 2002, - 464 с.

см. например: Белкин И. Как выглядел Черный бог// Мифы и магия индоевропейцев, N4-5, М.: Менеджер, 1997; Гаврилов Д. Хеймдалль: Белбог против Чернобога// Мифы и магия индоевропейцев. вып.9, Киев, М.: Cофия, 2000.; Гаврилов Д. Один против Одина. Белбог против Чернобога// Мифы и магия индоевропейцев. вып.10, Киев, М.: Cофия, 2001.

Гринцер П.А. Шива / Мифы народов Мира, т.2. - М.: Советская Энциклопедия, 1982, стр.642-644

Ригведа, VII, 36, 5; Атхарваведа, V, 24, 12; там же XI, 6, 9; там же VI, 141, 1

Топоров В.Н. Рудра / Мифы народов Мира, т.2. М.: Советская Энциклопедия, 1982, стр. 389.

Шветашваттара Упанишада III, 2

Махабхарата, II, 20

Атхарваведа, кн. XV. I.

см. также Атхарваведа, VI, 90

кн. XI.2.16

кн. X и XII, 344

Ригведа I.114.8

Шветашваттара Упанишада III,2

Ясна, 30, Доктрина дуализма, пер К.А. Косовича

Ясна, 43, пер.