Нитка, оборвись, кровь, запекись, чтоб крови не хаживати, а тебе телу не баливати. Сему делу аминь, аминь, аминь.
149. Ворожея прикасается рукой к месту, из которого течет кровь, и говорит: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа; аминь. На море на Окияне, на острове на Кургане стоит белая береза, вниз ветвями, вверх корнями; на той на березе Мать Пресвятая Богородица шелковые нитки мотает, кровавые раны зашивает; нитка оторвалась, руда унялась. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа; аминь... Потом ворожея дует на рану трижды и прикладывает меди, чтобы рана не опухла.
Однако в других заговорах от руды или крови [101], несомненно, более древних, все еще действуют три пряхи, все сестры, а одна из сестер (старшая) - Богородица. В них угадываются богини судьбы, тождественные скандинавским норнам.
150. ... сидит Матерь Божия с двумя сестрицами, прядет и сучит шелковую кудельку. Я ей, раб Божий, покорюся и помолюся: Мати Божия, Пресвятая Дева Мария и с двумя сестрицами, бери Ты шелковую нитку и булатную иголку, зашей и запри, и уйми, и зажми порезанную рану и посечную рану! Как нет из Латыря камня воды ни капли, так же бы у раба Божия не было руды и краски....
151. ... Проговорив раз, дунуть и плюнуть и затем дважды повторить: На море на Окияне, на острове на Буяне стоит светлица, во светлице три девицы: первая иголочки держит, другая девица ниточки делает, а третья девица - кровавую рану зашивает. Ты конь рыж, ты, кровь, не брыжь; ты конь карь, а ты, кровь, не кань.
У прозорливого Пушкина находим образ трех девиц, что под окном прядут поздно вечерком, а прядут они, если вникнуть, судьбу царю Салтану.
В сербскихъ приповедкахъ Караджича напечатан превосходный рассказъ о Судьбе и двухъ Доляхъ. Счастливая Доля (Съряшта, Среча), описана как прекрасная девица, прядущая золотую нить, Несчастливая Доля - старуха (зла Несъряшта, Несреча), которая танко преде. Но счастливую долю или убогую недолю дает Судьба (Усуд!). Это и в самом деле напоминает триумвират Рода, суда которого также не избежать никому, и двух рожаниц, тем более пара Усуд и Съряшта встречаются во многих сербских сказаниях и пословицах. Вот одна из них: Когда Съряшта отделена от Несъряшты - темная ночь (отделена) от белого дня. В основе сообщенных нами преданий, - заключает А. Афанасьев - кроется мысль, что Доля и Недоля - не просто олицетворение отвлеченных понятий, не имеющих объективного значения, а напротив - живые мифические лица, тождественные девам судьбы (рожаницам).
Выразительницей Судьбы выступает Баба-Яга [102] - древнейшая Богиня Праматерь. Подчас в русских сказках мы встречаем еще ее двух сестер. Характерно, что герой или героиня получают от них в подарок путеводный клубок, сродни нити Ариадны. Вот известный миф в переложении того же А. Афанасьева под названием Перышко Финиста ясна сокола. В поисках суженого приходит краса девица к избушке и стучится:
- Хозяин с хозяюшкой! Укройте от темныя ночи.
Отвечает старушка:
- Милости просим, красная девица! Куда идешь, голубушка?
- Ах, бабушка! Ищу Финиста ясна сокола.
- Ну, красная девица, далеко же тебе искать будет!
Наутро говорит старуха:
-Ступай теперь к моей средней сестре, она тебя добру научит; а вот тебе мой подарок: серебряное донце, золотое веретенце; станешь кудель прясть - золотая нитка потянется.
Потом взяла клубочек, покатила по дороге и наказала вслед за ним идти, куда клубочек покатится, туда и путь держи!
Если же взять серебряное донце да золотое веретенце и сесть прясть - из кудели нитка тянется, нитка не простая, а чиста золота.
У третьей - старшей сестры, которая ведает поболе двух первых, красна девица узнает, где искать Финиста. На этот раз она получает в подарок золотое пялечко да иголочку: ты только пялечко держи, а иголочка сама вышивать будет.
Возможно, в поздних русских сказках Макошь именуется бабой-ягой, а ее младшие сестры-пряхи - Ягишнами.
Особый интерес из поучений представляет Слово св. Григория... о том как поганые суть язычники кланялись идолам и требы им клали, то и ныне творят. Существует оно в массе списков и носит различные альтернативные названия, иногда его просто называют Слово св. Григория или Слово об идолах. В поучении осуждается то, что требищной кровью из ран ... мажют Екадью бгиню, сию же деву вменяют и Мокашь чтут. [103] или Иже от первенець лаконьская требищная кровь, просашаемая ранами то их епитемья, и тою мажютъ Екатию (Скатию, Екадию - варианты) богыню, сию же девоу творять и Мокошь чтоутъ. [104]
Итак, современниками язычества, составителями