Дмитрий ГАВРИЛОВ
(Иггельд, Круг Бера)
Мифологический образ темного бога в языческой традиции индоевропейцев.
Рудра, Шива
Ангхро-Майнью, Ариман
Аид, Плутон, Дит, Орк
Гермес Хтоний и Трофоний. Гермес и Локи
Ний, Чернобог
Велес
Геката, Макошь, Яга
Прежде нами были подробно рассмотрены архетипы Черного и Белого богов, которые cостоят в бинарной оппозиции. Идея их противостояния пронизывает всё традиционное мировоззрение [1].
Мы отметили, что такая оппозиция нашла отражение в противопоставлении типологических образов: Тьма - Свет, черное - белое, левое - правое, женское - мужское, низ - верх, плохое - хорошее и т.д. При этом отмечалось, что этический оттенок эти пары приобретают в период перехода социума от мифологического типа мышления к религиозному. В мифологическом мышлении язычника мир един. И хотя свет и тьма - различны, в особенности на физиологическом уровне, они составляют для язычника единое целое.
Идея единства и борьбы противоположностей пронизывает всё мифологическое мировоззрение, вплоть до возникновения мировых религий, отрицающих единство света и тьмы.
В ряде работ были выявлены основные свойства архетипа белого (светлого) бога и архетипа черного (темного) бога [2]:
Белый бог, как и Черный бог, - это прабоги, боги старшего поколения. При этом изначально они могут являться ипостасями Единого или Великой Матери, несущих и рождение, и смерть. Позднее такие прабоги часто отходят на второй план, сменяясь поколениями других, младших богов, отражающих появление новых социальных отношений и зарождение классового общества.
Белый и Черный боги - это соперники, первый обладает атрибутами белизны или Света, а второй - хтонический, темный персонаж. Кроме черноты под землей ему подчинена чернота на земле и чернота на небе.
Черный бог связан со смертью и миром мертвых, ему подчиняются менее значимые темные персонажи. Белый бог, напротив, противостоит миру мертвых и смерти.
Мир Черного бога символизируют животные - ворон, волк или пес, и змей (выезжающий из/из-за воды) - как ипостаси Черного бога или проявления, подвластные Ему. Белый бог зооморфически связан с благородными птицами, крупным скотом (бык или корова, тур, олень) и противостоит змею.
Иногда Белый бог обладает подчеркнуто светлым (зорким) взглядом, а Черный бог частично или полностью слеп в Свете Белом. Таков элемент символизма власти богов в явьем (явном) и навьем (не явном) мирах.
Белый бог, как и Черный бог, связаны с зарождением новой жизни и судьбой.
Блага в мире от Белого бога: Белый бог - просветитель, он добывает и дарит людям и иным богам знания; Белый бог активно преобразует мир. Вред в мире от Чернобога, он препятствует изменению мира Белым богом или работает, как подстрекатель своего светлого противника.
Иногда Белый бог ассоциируется с молодостью (а Черный бог - со старостью), и тогда их встреча - это испытание Белого Черным, а Света - Тьмой. В этом соперничестве с Черным богом Белый бог обретает целостность и снимает собственную ущербность, обретая Силу.
Белый бог участвует в творении Мира, либо препятствует порче мира. Чернобог в не меньшей степени задействован при создании Мира, либо портит только что созданный мир.
При соприкосновении Белого и Черного богов появляется время и движение. Царство любого из них - смерть и стагнация. Поэтому, поединок между ними необходим, как условие развития мира, поэтому, в конечном счёте, ни один из них не может окончательно победить.
В данной статье мы рассмотрим ряд образов темных богов, которые по нашему мнению можно разделить на два основных типа. Первый тип - образ разрушителя или трикстера, приводящего старый мир и отношения в нем к краху. Второй тип - образ бога магии, повелителя Дикой природы и охоты, властителя Иного мира или проводника в мир Иной и стража его. Зачастую образы смыкаются, но в любом случае тесно переплетены.
Рудра, Шива
На печатях, найденных при раскопках городов долины Инда (3-2 тысячелетия до н.э.) имеется изображение трехликого и рогатого божества, окруженного зверями, в котором можно усмотреть прототип будущего Шивы в его функции хозяина животных [3] и скотьего бога [4].
Обратившись к мифопоэтическому миру древних cоздателей и хранителей Вед, мы обратим внимание на ряд эпитетов Шивы-Рудры, и прежде всего на то, что он как раз Пашупати и хозяин скота [5], пастырь [6].
Имя скотьего бога у славян хорошо известно - это Велес, однако, вовсе не в ипостаси мирного пастуха, а хозяина Дикого мира, лесного сторожа - медведя.
Шива - Копаламалин - тот,