Эльманович В. И.

Нейролингвистическое программирование (часть2)

В КОНЦЕ ДНЯ я хочу, чтобы Вы ВЗЯЛИ ДВЕ ЛОЖКИ, СЛОЖИЛИ БЫ ИХ В ВИДЕ КРЫШИ, ПОСМОТРЕЛИ БЫ КАК СОЛНЦЕ ЗАХОДИТ ЗА ГОРИЗОНТ, КАК СОЛНЦЕ ОПУСКАЕТСЯ НИЖЕ УРОВНЯ ЭТИХ ЛОЖЕК. Как Вы думаете, что я хотел, делая этот эксперимент? Я бы хотел услышать от Вас: какие бы Вы задачи могли поставить перед своим партнером. Например, я могу сказать пациенту: ВОЗЬМИТЕ МОЛОДОЕ ДЕРЕВО, ВЫКОПАЙТЕ ЯМУ И ПОСАДИТЕ В НЕЕ ДЕРЕВО. ПОТОМ Я ПОПРОШУ ЧЕЛОВЕКА ВЫКОПАТЬ ДЕРЕВО ОБРАТНО, ВЫКОПАТЬ ДРУГУЮ ЯМУ И СНОВА ПОСАДИТЬ ЕГО. ПОТОМ СНОВА ВЫКОПАТЬ ДЕРЕВО, ХОРОШЕНЬКО ОГЛЯДЕТЬСЯ И СНОВА НАЙТИ МЕСТО И СНОВА ПОСАДИТЬ ДЕРЕВО. Ответьте на вопрос, ЧТО Я ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ВЫ УЗНАЛИ из этого эксперимента?

Это очень простая вещь.

Шаг 2. После выполнения поставленной перед пациентом задачи, когда он возвратиться к Вам, Вы должны спросить, как они вы полнили задание. И если они еще его не сделали, отправьте их и скажите, что пока они не выполнят задачу, пусть они не приходят к Вам. Когда они вернуться, спросите, ЧТО ЖЕ ВЫ УЗНАЛИ ИЗ ЭТОГО ЭКСПЕРИМЕНТА? И что бы они Вам не сказали, задавайте им встречный вопрос: А КАК ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ПРИМЕНИТЬ ЭТО В ВАШЕЙ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЖИЗНИ? ДЕЛАЙТЕ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНОЕ ЛИЦО. Не имеет значения, что они Вам наговорили. ПОБЛАГОДАРИТЕ их за то, что ОНИ ПРИОБРЕЛИ ЭТИ ЗНАНИЯ И ПОЗДРАВЬТЕ ИХ С ТЕМ, ЧТО У НИХ ЕСТЬ ЭТИ ЗНАНИЯ. НО СКАЖИТЕ, ЧТО ЭТО НЕ ТО, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ, ЧТОБЫ ОНИ УЗНАЛИ. И скажите: ИДИТЕ И ПОДУМАЙТЕ ХОРОШЕНЬКО ЕЩЕ РАЗ. Потом они Вам скажут о том, что им открылось еще. Поинтересуйтесь ЕЩЕ РАЗ, КАК ОНИ ТЕПЕРЬ СОБИРАЮТСЯ ЭТИ ЗНАНИЯ ПРИМЕНЯТЬ В СВОЕЙ ЖИЗНИ и СМОТРИТЕ НА НИХ ВСЕ ВРЕМЯ СЕРЬЕЗНО. ГОВОРИТЕ ОЧЕНЬ СИЛЬНЫМ ГОЛОСОМ. СКАЖИТЕ: ЗАПОМНИТЕ ЭТО. . . И все подумают: какой мудрый врач. . .

Это пример неопределенного задания, которое М. Эриксон дает людям. Он часто использует это в своей практике. Таким же образом он говорил людям, которые приходили к нему. Он просил их подняться на гору Скво. И пока они поднимались на эту гору, к ним конечно же приходило какое - то важное знание. И каждый, кто возвращался к М. Эриксону, действительно приобретал какое - то важное знание. И М. Эриксон будет смотреть на этого человека и очень мудро будет говорить ему: Запомните это. . . . А действительно, только мудрый человек мог создать эту технику.

VI ТЕХНИКА ПРЕДСМЕРТНОГО ПРОЩЕНИЯ.

Идею ее мне подсказала работа Э. Берна: в сценарном анализе у него есть описание сцены смерти в терминах, используемых первым вниманием. А. Вовк на семинаре по НЛП, говоря о расширении контекста, подчеркнул, что предсмертная агония большей частью связана с отреагированием (обиды и чувства вины) и о важности прощения (всем, кого обидел сам и кто обидел тебя). Предлагаю технику, которую опробовал я. Она применима, если клиент готов пережить сильные отрицательные эмоции ради результата.

Шаг 1. Присоединение к будущему. Можно использовать метафору М. Эриксона (техника Семь хрустальных шаров , шаг 9): ветер быстро перелистывает настольный календарь, и Вы переноситесь в будущее. Когда ветер прекратиться, посмотрите, какой год будет на листке календаря. Это - год Вашей смерти по сценарию.

Другой вариант: Представьте себе светящееся табло, на котором цифры высвечивают нынешний год. Разрешите цифрам возрастать. Когда изменения прекратятся (произойдет остановка), кивните мне .

Шаг 2. Диссоциированное исследование себя в будущем. Когда клиент кивнул, спросите, какую цифру он видит, и скажите ему, что это год его смерти по сценарию. Попросите его посмотреть на себя диссоциировано: как ты выглядишь, о чем думаешь, о чем сожалеешь, чем удовлетворен? . Имей ввиду, что ты через несколько минут умрешь. Что тебе хочется сделать в эти последние минуты? Не забывай, что ты еще не там, пусть тот будущий поможет тебе настоящему: подскажет, как избежать ошибок и что надо тебе сейчас изменить. Поговори с ним, он умнее и опытнее тебя . Когда тебе все станет ясно, кивни .

Шаг 3. Постановка задачи: ассоциирование себя с будущим собой . Теперь я расскажу, что ты будешь делать дальше, но делать это сейчас не надо. Тебе предстоит самая трудная, но и самая важная часть работы: войди в тело себя будущего и почувствуй себя там, переживи то, что переживает он, зная, что сейчас умрет, и вспоминай всю жизнь, свои ошибки и достижения. Но прежде надо обеспечить тебя страховочной веревкой (как делают альпинисты), чтобы я в случае необходимости мог вернуть тебя сюда. Я обращаюсь к твоему подсознанию и прошу дать мне знак, по которому нужно будет вернуть тебя сюда, если потребуется прервать работу.