некоторых людей к манипулированию другими). В случае такого предположения человек реагирует, полагая, что у него НЕТ ВЫБОРА относительно этой реакции. Если противопоставить что - то этому предположению, то это дает человеку возможность задаться вопросом, действительно ли справедливо предположение о причинно - следственном отношении, вопросом о других возможностях, которые могут быть созданы. Возможная реакция: Каким образом Х вызывает У?
- То, что ты пишешь на стене, достает меня.
Реакция: Каким образом МОЕ писание может ТЕБЯ достать?
или . . . заставляет тебя чувствовать себя неуютно?
- Ты нарушаешь мои планы.
Реакция: Как Я могу нарушить ТВОИ планы?
- Я огорчен ПОТОМУ, ЧТО ТЫ пришла поздно.
Реакция: Каким образом МОЕ опоздание вызывает ТВОЕ огорчение?
ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ - предположение со стороны говорящего, что один человек может знать, что другой думает или чувствует без прямого сообщения второго об этом. Иными словами, это способ обнаружения, что кто - то действует на основе ИЛЛЮЗИИ, А НЕ ИНФОРМАЦИИ. Разумеется, это может в значительной степени мешать полезности картины мира. Слушающий может ответить: Каким именно образом Вы знаете, что Х? Это дает возможность говорящему осознать и даже поставить под вопрос предположения, которые казались ему очевидными.
- Все думают, что я отнимаю слишком много времени.
Реакция: КАКИМ ИМЕННО образом Вы знаете, что все так думают?
- Уверен, что Вы видите, как я себя чувствую.
Реакция: КАК ИМЕННО Вы убедились, что я вижу, как Вы себя чувствуете?
- Я знаю, что для него лучше.
Реакция: КАК ИМЕННО Вы узнаете это?
- Он никогда не думает о последствиях!
Реакция: КАК ИМЕННО Вы узнаете, что он никогда не думает о последствиях?
ПОТЕРЯ СУБЪЕКТА относится к таким утверждениям, которые принимают форму обобщения по поводу мира, а не утверждения, признаваемого как принадлежащего к модели мира говорящего. Обычно это суждения. Говорящий пользуется этой формой, когда принимает ПРАВИЛА, подходящие ДЛЯ НЕГО и его модели мира за СПРАВЕДЛИВЫЕ И ДЛЯ ДРУГИХ. Цель работы с этой формой - дать человеку возможность иметь собственные правила и мнения, но позволить миру иметь свои. Часто использование этой формы указывает, что говорящему даже не приходит в голову другая возможность. Реакция может быть такой: Для кого?
- Неправильно полагаться на благотворительность.
Реакция: ДЛЯ КОГО это неправильно?
- Вот как это делать!
Реакция: КОМУ нужно делать это так?
- Так нельзя поступать!
Реакция: КОМУ нельзя так поступать?
Как было сказано, мета - модель - это набор средств создания лучшей коммуникации. Мета - модель создает вопросы типа что , как , кто в ответ на специфические формы языка говорящего. Использование этих вопросов и реакций - особое искусство.
Практикуясь в употреблении мета - модели, обратите специальное внимание на собственные внутренние процесс. Поскольку это формализация интуитивного поведения, реакции мета - модели будут возникать в те моменты, когда Вам понадобится опираться на внутренний опыт в понимании коммуникации клиента. Например, если клиент говорит Отец наказал меня , Вам нужно, чтобы полностью понять, что значит это утверждение, спросить Как именно? Клиент мог быть избит, или отец на него накричал или сердито посмотрел, или просто игнорировал его. Если Вы решили для себя, что это значит, опираясь на собственный опыт, то Вы в своей модели мира, а не в модели клиента.
Мета - модель - это набор средств, которые дают Вам возможность оставаться в рамках ВНЕШНЕГО СЕНСОРНОГО ОПЫТА, получая информацию от клиента. Это удерживает Вас от ПОГРУЖЕНИЯ В СЕБЯ, опоры на внутренний опыт для понимания. Осваивая мета - модель, Вы будете задавать вопросы там, где раньше обращались к собственному внутреннему опыту для понимания (или старания понять), что имеет в виду клиент. Мета - модель помогает Вам вызвать клиента на более ясную коммуникацию, снимает необходимость для Вас заполнять пропуски собственной субъективной реальностью. Предположим, что клиент говорит: Я боюсь толпы . Если Вы пойдете внутрь себя и начнете говорить О, да, страх толпы, да, я знаю, что это такое , Вы упустите возможность помочь клиенту более полно осознать собственные переживания. Реакции же, предписываемые мета - моделью: Как Вы знаете, что боитесь толпы? или Что именно в толпе пугает Вас? , или Что мешает Вам почувствовать себя в толпе удобно? , - помогают Вам придерживаться опыта клиента, извлекая ответы и новые возможности для роста его собственных ресурсов. И может быть эти