Эльманович В. И.

Нейролингвистическое программирование (часть 1)

переживаний мира или субъективной реальности).

Техника переформирования может быть интегрирована в поведение клиента, так что он сможет совершать изменения личности без потребности в терапевте. Эта техника применима к любому типу ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА. Достигается она благодаря использованию ресурсов и свободному потоку коммуникации внутри человека. Такой реорганизованный человек может быть назван ТВОРЧЕСКИМ. Он способен создавать НОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ или даже новую реорганизацию себя, если возникает потребность или желание. В переформировании определенное изменение или разрешение определенного конфликта достигается посредством процесса, который может быть обобщен, перенесен на другие контексты и интегрирован в текущее поведение человеческой системы, будь то ИНДИВИДУУМ, ПАРА ИЛИ ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ТИП СИСТЕМНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

В качестве примера предлагаем:

ШЕСТИШАГОВОЕ ПЕРЕФОРМИРОВАНИЕ - ОТДЕЛЕНИЕ НАМЕРЕНИЯ ОТ ПОВЕДЕНИЯ

ШАГ 1. Определите нежелательное поведение. Определите специфическое

нежелательное поведение или симптом. Это может быть физиологический

симптом или любое действие, от которого клиент не может удержаться. Это может

быть любое поведение, которое мешает клиенту или не дает ему вести себя

желательным образом.

ШАГ 2. Войдите в контакт с частью, которая порождает выделенное поведение. Этот

шаг начинает построение моста между сознательными и бессознательными

процессами. Клиент использует

внутренний диалог, чтобы спросить: Хочет ли часть меня, порождающая это

поведение, говорить со мной? Затем клиент

проявляет внимание к любой реакции - звукам, картинам, чувствам или словам.

Терапевт также следит за любыми заметными

поведенческими реакциями, которые клиент может и не заметить.

Если реакция не словесна, постарайтесь сделать коммуникацию настолько

однозначной, насколько только возможно. Это

может быть достигнуто пониманием интенсификации реакции как

да и уменьшения как нет . Например, более яркая картина

или более громкий звук, или более сильное чувство (ощущение)

показывает утвердительный ответ. Если проблемное поведение - симптом,

то использование его самого как средства коммуникации наиболее эффективно.

Если, например, речь идет о симптоме нечувствительности, предложите ей

распространяться в случае да и уменьшаться для обозначения нет .

ШАГ 3. Отделение намерения от поведения. Когда коммуникация установлена, задача

состоит в том, чтобы обнаружить намерение,

стоящее за поведением. Предложите клиенту спросить часть,

ответственную за поведение: Что ты стараешься сделать для

меня? Ответ может придти в картинках, словах, чувствах,

ощущениях и пр. ЕСЛИ ПРИХОДЯТ ТОЛЬКО ОЩУЩЕНИЯ И ТРУДНО

ПОНЯТЬ ИХ СМЫСЛ, можно использовать ТЕХНИКУ НАЛОЖЕНИЯ, чтобы

создать более полное представление.

ИНОГДА ОТВЕТ КАЖЕТСЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫМ НАМЕРЕНИЕМ, вроде я пытаюсь

убить тебя или я не позволяю тебе вступать в сексуальные отношения . Если

это происходит, ОТСТУПИТЕ ЕЩЕ НА ШАГ НАЗАД, предложив клиенту задать

вопрос: Что ты пытаешься сделать для

меня, стараясь меня убить? - это дает возможность получить более полезный

ответ, вроде: Я пытаюсь спасти тебя от этой несчастной жизни, которая столь

уныло тянется, или Если ты вступишь в сексуальные отношения, тебе нанесут

вред и это будет плохо . В последнем примере последний шаг обнаруживает, что

намерением является защита.

ВСЕГДА ПРОДОЛЖАЙТЕ ОТСТУПАТЬ (разделяя намерение и более

глубокое намерение), ПОКА НЕ ДОЙДЕТЕ ДО ПОЗИТИВНОГО

НАМЕРЕНИЯ.

ШАГ 4. Найдите ТРИ НОВЫХ СПОСОБА удовлетворить намерение. Чаще всего это

делается посредством обращения к ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ

ЧЕЛОВЕКА (или умной части, схематизирующей части и т. п. ) с

просьбой создать три новых, БОЛЕЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫХ СПОСОБА

ВЫПОЛНЕНИЯ НАМЕРЕНИЯ.

Если у человека нет творческой части, СОЗДАЙТЕ ЕЕ. Это может быть сделано

посредством ВСПОМИНАНИЯ СИТУАЦИИ, когда

клиент был творческим, и УСТАНОВЛЕНИЯ ЯКОРЯ, обеспечивающего доступ к

этой творческой части.

Если клиент утверждает, что он никогда не был творческим ,

спросите, знает ли он КОГО - НИБУДЬ, КОГО ОН СЧИТАЕТ ТВОРЧЕСКИМ.

Если да, предложите клиенту представить себе этого человека

визуально и аудиально и попросить этого воображаемого человека создать три

лучших способа выполнения намерения (разумеется, ответы порождаются

внутренними процессами клиента, а

эта техника может служить средством обойти чувство я этого

не могу ). Наименее желательная,