Меняя громкость голосов, можно изменить восприятие мира. 2. Изменяя интонацию голоса, мы меняем кинестетику (резко - мягко и т. д. ). При этом меняется и содержание говорения: меняется стереотип задействуются другие мозговые поля.
ПО КИНЕСТЕТИКЕ (К).
9. Скользкий, колющий, шероховатый и т. д.
КРИТИЧЕСКИЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ
Для человека не все субмодальности равнозначны. Те из них, которые определяют негативные эмоции, (по 3 - 4 у каждого, но у всех людей - разные), называются критическими субмодальностями.
ТЕХНИКА РАБОТЫ С КРИТИЧЕСКИМИ СУБМОДАЛЬНОСТЯМИ
В качестве примера предложим работу с В и А субмодальностями и оставим К субмодальность для контроля результата.
1 ЭТАП. Выявляем негативную ( - ), т. е. проблемную картинку. По очереди
меняем все субмодальности и возвращаем их в исходное положение. Такая
процедура позволяет выявить критические субмодальности.
2 ЭТАП. Выявляем позитивную (+), т. е. ресурсную картинку. В ней ничего не меняем.
3 ЭТАП. В( - ) картинке изменяем каждую субмодальность так, чтобы она
соответствовала субмодальности в (+) картинке. Если мы это
сделаем в отношении критических субмодальностей, то в
большинстве случаев автоматически изменятся и остальные
субмодальности. Если этого все же не произойдет, придется по
очереди изменить и все остальные субмодальности (видимо, среди них были
необнаруженные на 1 - м этапе еще одна - две критических субмодальностей).
Эта техника пригодна для клиентов, склонных к тщательной, неторопливой, скрупулезной работе.
Не забудьте об экологической проверке и присоединении к будущему.
1. ТЕХНИКА ВЗМАХА.
Универсальная, в том числе при вредных привычках. Существует несколько вариантов взмахов.
Например, возьмем полярные состояния (отношения):
1. Делать не нравится (неприятно) - нравится (приятно).
2. Состояние растерянности - уверенности; замешательства - понимания и
т. д.
Помещаем перед собой картинку, которая не нравится, за ней - затвор фотоаппарата , который открывается только на миг, а за затвором - то, что нравится. (Например, не нравится убирать квартиру, нравится есть апельсины). Смотрим на то, что не нравится и начинаем часто щелкать затвором , так что сзади на миг появляется то, что нравится. Процедура продолжается до тех пор, пока то, что не нравилось тоже начинает нравиться - человек осознает: чтобы получить позитив, надо пройти через негатив.
Подобным же образом работаем и с эмоциональными состояниями: впереди - растерянность, сзади - уверенность. И т. д.
Технология мета - модели создает условия для того, чтобы: а)поставить человека лицом к своей проблеме; б)сделать так, чтобы человек не убежал .
Для того, чтобы заложить основу для экспериментов с разными вариантами техники взмаха, предлагаем терапевтам освоить ТЕХНИКУ ШЕСТИШАГОВОГО ВЗМАХА.
ШАГ 1. Присоединение к клиенту.
ШАГ 2. Идентификация проблемы(чаще - проблемы стратегические: видение себя, отреагирование).
Просим клиента войти в ситуацию целиком (увидеть, услышать, по чувствовать). Для тех, кто не видит (запрет на видение): Что
бы ты видел, если бы ты видел? И дальше говорить: как если
бы. . . .
ШАГ 2. 1. Идентифицировать КРИТИЧЕСКИЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ.
Из всего списка субмодальностей чаще всего таковыми являются:
ПО В: яркость, расстояние, ассоциация - диссоциация, размер.
Реже цвет, рамка;
ПО А: тембр, громкость, тон. Иногда - ритм;
ПО К: температура, интенсивность. Реже - тяжесть - легкость, боль.
ШАГ 3. Идентификация ресурсов. Чего(каких качеств)тебе не хватило
тогда, чтобы ситуация стала благополучной?
Или: Найди аналогичную ситуацию, где ты был в безопасности
(спокойствие, уверенность). Представь ситуацию, где ты был
уверенным, сильным (или спокойным) и в безопасности и т. д.
ШАГ 4. Взмах.
Если критическая субмодальность - яркость, негативная картинка должна
превратиться в позитивную и засветиться. Отодвигаем позитивную картинку
вдаль, а негативную ставим перед собой. Закрываем глаза, выдыхаем. Взмах
заключается в том, что
картинки, проходя друг через друга меняются местами. На вдохе
приближается позитивная и удаляется негативная картинка. Когда позитивная
картинка приблизилась - открыть глаза (прервать
цикл). На выдохе закрываются глаза, приближается негативная
картинка. Количество взмахов: от 1 - 2 до 10 раз (если есть
НАМЕРЕНИЕ клиента уничтожить негатив ).
Если закончить работу мешает рамка негатива, предложите
клиенту сломать ее и выбросить .
Работу