обесточивания вышележащих сегментов тела (Чакр). Но для того, чтобы управлять, нужно сознавать. Поэтому все тантрические тексты указывают, что Кундалини, эту цепь бриллиантовых огней следует ВИЗУАЛИЗИРОВАТЬ именно здесь.
* При подъеме Кундалини Чакры визуализируются не там, где мы их обычно переживаем в повседневном опыте, а внутри так называемой Сушумны, то есть в области спинного мозга.
Связь между НАС и визуализациями не только прямая, но и обратная. С одной стороны, визуализация любого рода возникает вследствие изменения обычного функционального режима НАС, осуществляющего программу адаптации организма к среде. С другой, - любая сознательная практика визуализации представляет собой не что иное, как сознательное изменение функционального режима НАС.
Конечная цель практики такого рода состоит в обретении полного сознательного контроля над функцией НАС, а его инструментами, средствами достижения этой цели как раз и служат те яркие и эмоционально насыщенные описания Кундалини, которые можно в избытке обнаружить в тантрических текстах: Она, Чарующая Мир, блистает как молния; Ее сладкий шепот подобен невнятному гудению пчел, обезумевших от любви (Шат Чакра Нирупана, 10).
Обретаемый контроль может быть использован различно: как для переключения НАС на естественные внутренние информационные каналы (что сопровождается попаданием в астральные миры), так и для моделирования искусственных более чем голографических образов. Последнее относится к области сугестивных методик и более характерно для тибетской школы визуализации.
Так, в следующей за Пратьяхарой шестой ступени, которая называется Дхараной (обычно переводится как концентрация), лама, используя обретенную на предыдущей ступени власть над цветом, формой, звуком, запахом и т.д. учится создавать внешние объекты и удерживать их в поле сознания. Как правило, в качестве целевого объекта избирается так называемый Йидам - нечто вроде личного ангела-хранителя, имя которого ученику сообщает наставник. Седьмая ступень, Дхьяна (обычно переводится как медитация) - это созерцание собственной жизни созданного объекта во всех свойственных ему проявлениях, то есть визуализация как таковая. На восьмой ступени, называемой Самадхи, происходит отождествление созерцателя со своим божественным покровителем (Йидамом). Считается, что Йидам представляет собой конкретную форму проявления абсолюта, и что слияние с ним представляет собой единственный путь к слиянию с абсолютом.
Не удивительно, что многие ламы отличаются глубокой и совершенно искренней религиозностью, далекой от ханжества и обмана. Они так часто погружаются в мир своих видений, что уже не отличают его от яви. Они добровольно уходят в безумие, чтобы стать Ваджрасатвой, олицетворяющим Адибудду, семиглавым Хэваджрой, Сангдуем - покровителем тайных сект, Самварой или Калачакрой - Кругом времен (51, 49).
* * * * * Таким образом, приведенные факты позволяют утверждать, что НАС представляет собой функциональный (но не структурный) аналог Кундалини.
В заключение следует упомянуть о существовании двух принципиально различных точек зрения на природу Кундалини - ведической и тантрической. Ведическая традиция рассматривает Кундалини как силу воображения, а тантрическая - как силу восприятия. Объем настоящего текста заставляет нас ограничиться лишь констатацией факта такого различия, обусловленного различным подходом обеих традиций к решению основного вопроса философии и пониманию теории причинности. Добавим лишь, что тантрическая традиция связывает обычное восприятие с функцией спящей Кундалини; пробуждение Кундалини трансмутирует воображение в восприятие, - в том числе в восприятие воображения.
зима 1982-83 Приложение IV НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КУНДАЛИНИ-ЙОГИ В связи с очевидной гипотетичностью разделов, в которых была предпринята попытка проинтерпретировать тантрическую анатомию и физиологию тонкого тела в терминах современной нейрофизиологии, возникает вопрос об адекватности предлагаемой интерпретации. В сущности, тем самым поднимается более широкий вопрос о соотношении теории и эксперимента, причем вопрос этот может быть поставлен как с нейрофизиологической, так и с йогической точки зрения.
1. Итак, вопрос первый, нейрофизиологический: Правомочно ли, не проводя специальных исследований, строить на основании существующего экспериментального материала такие нетривиальные теоретические концепции?
Начнем с того, что любое высказывание относительно общих, равно как и частных механизмов деятельности мозга