одними и теми же неспециализированными ретикулярными нейронами, способными кумулировать одновременно множество разных сигналов (26, 66).
Таким образом, РФ служит своеобразным аккумулятором энергии афферентных (то есть идущих от периферии к центру) импульсов. Миллионы электрических зарядов, беспрерывно возникающих в периферических рецепторах и бегущих к центру, заряжают РФ, энергия которой затем по необходимости передается на различные уровни (см. 85, 76-77). РФ составляет стержень так называемой неспецифической активирующей системы (НАС).
Неспецифической эта система называется потому, что воздействует на все чувствительные и двигательные системы совершенно одинаково, давая им чисто энергетическую поддержку. Выше уже был описан механизм такой поддержки; припомнив сказанное, нетрудно будет понять и механизм аккумуляции энергии: в РФ поступают дубликаты всех сенсорных импульсов, однако далеко не все они покидают ее, чтобы в виде энергетической поддержки (Шакти) соединиться со своей информационно половиной (Шива) в коре.
А теперь попробуем дать определение термина Прана (в рамках рассматриваемой объективистской теории жизненной силы). В принципе можно согласится с трактовкой В.Реле (см. 60), отождествляющего Прану с энергией нервного импульса. Необходимо, однако, сделать некоторые уточнения. Универсальная, то есть черпаемая из окружающего пространства, Прана - это АФФЕРЕНТНАЯ, идущая от рецепторов к мозгу импульсация, суммируемая ретикулярной формацией как единая энергия.
Помимо универсальной Праны йогическая традиция упоминает также пять форм индивидуальной Праны - так называемых Вайю или ветров, правящих телом. Можно предположить, что речь идет о функции нисходящей НАС, стимулирующей вегетативный и соматический аппарат спинного мозга (см. 47, 32-33, 53), о единой энергии, разделяющейся на пять ЭФФЕРЕНТНЫХ - то есть идущих от центра к периферии (органы) - потоков, обеспечивающих пять групп специфических функций.
Так, Апана Вайю правит зоной кишечника и мочеполового аппарата, Самана Вайю - зоной пищеварительных органов, Прана Вайю - легкими и сердцем, Удана Вайю - лицом и носоглоткой. Вьяна Вайю, о которой говорится, что она наполняет собой все тело, заведует скелетной мускулатурой, а также лимфатической и кровеносной системой. Кроме этих пяти существует и так называемая тонкая психическая Прана; она может быть соотнесена с описанной выше функцией восходящей НАС, стимулирующей центральную нервную систему.
Дхира, сын Шатапарни, приблизился к Махашале, сыну Джабалы. Тот спросил его: Что познав, приблизился ты ко мне? - Огни познал я. - Какие огни? - Речь, зрение, мысль и слух.
- Ты познал огни; но что познав, приблизился ты ко мне? - Огонь познал я. - Какой огонь познал ты? - Огонь, который есть все это, познал я.
Когда это было сказано, вниз спустился Махашала, сказав: Обучи же этому огню!
Дхира сказал: Поистине, Прана есть этот огонь. Поистине, когда человек засыпает, в Прану входит речь, в Прану - зрение, в Прану - мысль, в Прану - слух. Когда он просыпается, они вновь рождаются из Праны.
(Шатапатха Брахмана) * * * * * Итак, РФ служит, образно говоря, плотиной, накапливающей производимую рецепторами энергию, которая затем вращает колеса тела. Но почему йогические тексты упорно связывают источник этой энергии с процессом дыхания?
Как уже указывалось, рецепторы тела не исчерпываются экстерорецепторами: рецепторами (интерорецепторами) снабжены также все внутренние органы. Местам локализации ветров, правящих телом, соответствуют соотносящиеся с Чакрами большие интерорецепторные зоны,* в которых происходит непрерывное преобразование энергии внешних (по отношению к рецепторам) раздражителей в энергию нервных импульсов.
* За исключением Вьяна Вайю, которому соответствует система проприорецепторов в мышцах, сухожилиях и связках, а также рецепторная система сосудов.
Знание о Чакрах не только как о колесах тела, вращаемых Праной, но и как об источниках Праны (энергетических центрах) в йогических текстах не зафиксировано, - очевидно в виду его полнейшей бесполезности и даже вредности для начинающего. Информация, обнародованная в этих текстах, выполняет большей частью функцию уловок: она нацелена на то, чтобы мотивировать человека к работе над собой.
Примером классической уловки может служить указание на принципиальную возможность обретения так называемых Сиддх (досл. достижений) или паранормальных способностей: Прана, оживляющая наше тело, этот небольшой элемент ее, представляющий нашу ментальную и физическую