Данченко Владимир

Принципиальные вопросы общей теории чакр

не довлеет над нами, не сковывает скорлупой догмата. Мы открыты для роста - для нового сознания и для нового действия, которые дадут в будущем новый плод и новую традицию.

* * * * * Некоторые читатели, возможно, были разочарованы тем, что говоря о Чакрах, я ничего не сказал о качественной специфике различных центров. С каким центром связаны те или иные эмоции, ситуации, потребности, города, мысли, планеты, культуры и т.д.? Все это читателям предстоит выяснить самостоятельно.

Внутренние ощущения одного человека объективно могут не совпадать с ощущениями другого человека, однако он вполне может внушить себе нечто подобное. Для построения специальной теории Чакр необходимо огромное количество разноплановых классификаций, которые бы представляли итоги личного опыта, по возможности минимально окрашенного навязанной извне догматикой. И лишь на основании такого обширного фактического материала можно будет попытаться в дальнейшем выявить объективную специфику (спектр специфики) каждой из Чакр.

А вот и первое упражнение. Внимательные читатели должны были отметить, что в зависимости от перехода к рассмотрению различных сторон предмета изменялся и стиль изложения: изменение окраски содержания влекло за собой изменение окраски формы. Но стиль изложения также отражает активность центров. Попробуйте почувствовать, какие центры были задействованы у автора при освещении тех или иных сторон предмета.

зима 1982-83 Приложение I ПОКРОВЫ, ТЕЛА, ПЛАНЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ ОБЪЕКТНЫЕ СФЕРЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОКРОВЫ (КОШИ) ТЕЛА И ПЛАНЫ

ОБЪЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ

Санскрит Европейские соответствия

АННАМАЙЯ покров пищи Стхула Шарира Физическое тело Собственное тело как объект экстероцепторной перцепции Т Е Л О ПРАНАМАЙЯ покров дыхания или покров жизни Стхула Прана Эфирное (тонкоматериальное) тело Соматика, схема тела

Сукшма Прана Праническое (энергетическое) тело Вегетатика, биоэнергетика

МАНОМАЙЯ покров ума или покров души Кама Рупа Витальное (астральное) тело, низший и высший витал (астрал) Инстинктивные влечения, желания, низшие эмоции Д У Ш А

Кама Арупа

Высшие эмоции и чувства

Рупа Манас Ментальное тело, низший и высший ментал Образное мышление, рассудок

Арупа Манас

Абстрактное мышление, разум

Ахамкара Воображаемое я Личностное самосознание, образ-концепция себя как действующего лица

ВИДЖНЯНАМАЙЯ покров мудрости Карана Шарира (низшая Буддхи) Тело причин (каузальное) Мотивационная сфера психики, бытовая интуиция Д У Х

Ишвара (высшая Буддхи) Тело просветления (буддхическое) Творческая интуиция

АНАНДАМАЙЯ покров радости Лила Нирваническое тело Надличностные формы взаимодействия с миром

Приложение II ПРАНА КАК ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ БИОЛОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ И СРЕДОЙ С трого говоря, Праной можно назвать лишь особого рода ощущения в теле (переживаемые энергии тела), поскольку она относится к иному покрову Майи, нежели физический мир. Индуистская традиция связывает эти ощущения с действием Праны или пра-движения (пра+над), - энергии, которой обусловлено любое движение в теле и любое движение тела. В результате попыток ответить на вопрос об источнике энергии тела возникла теория Праны или жизненной силы. Теория жизненной силы сводится вкратце к следующему.

Прана, рассматриваемая в качестве гипотетической жизненной силы, - это некий всеобщий нематериальный принцип, который является сущностью любых форм движения как в органическом, так и в неорганическом мире. Непрерывно протекая сквозь живые существа (приходя из окружающей среды и возвращаясь в нее), Прана находит в них свое наиболее полное выражение как жизнь. Эта теория утверждает, что все живые существа представляют собой машины, приводимые в действие внешними силами: все живое черпает свою жизненную силу из всеобщего океана Праны, в который оно погружено. Прана есть в воде и в солнечном свете; можно ее извлечь и из пищи. Но основным источником Праны считается атмосферный воздух. Не удивительно, что йогическая теория жизненной силы отвергается современной наукой как одно из заблуждений индуизма.

Однако Йога - не теоретическая дисциплина. Она стоит на опытных, а не на спекулятивных основаниях, и ее положения представляют собой описательные модели определенных экспериментальных фактов. Для наблюдения этих фактов требуется известная сознательно наработанная острота восприятия, которой современные интерпретаторы, как правило не обладают. Поэтому у нас нет никаких оснований полагать, что структура наблюдаемых явлений отражена в йогических теориях