на нас иначе, кроме как через воображение.
Наблюдать за их попытками убедить нас в своем всемогуществе (и тем самым вовлечь в свою игру) довольно любопытно. Что характерно, голоса используют при этом известный пропагандистский прием: Если вы хотите сделать ложь истиной, повторяйте ее почаще. Для страха перед голосами нет никаких причин; в них нет ничего дурного за исключением упорных попыток манипулировать человеком, то есть попыток заставить его реагировать на себя определенным образом - эмоционально или поведенчески. В манипуляции как таковой также нет ничего дурного - это неявный принцип нормальных межличностных отношений. Однако в случае с враждебными голосами мы сталкиваемся с патологической, доведенной до абсурда жаждой абсолютной власти ради власти над объектом манипуляции, - власти, способной принудить его демонстрировать неадекватные формы поведения. Говорят, что враждебные голоса обладают огромной силой внушения, противостоять которой очень трудно.
Но чем обусловлена эта сила?.
Голоса появляются внезапно и застают перцепиента врасплох: он к такому не готов. Он не соображает, что происходит, и совершенно не осведомлен о своих правах и обязанностях. Благодаря этому его попросту обманывают. Используя фактор внезапности, а также экстраординарность ситуации и растерянность перцепиента, голоса с чисто цыганской методичностью приступают к откровенному вымогательству неадекватности. Эти бесплотные призраки грозят, требуют и обещают с искренним жаром сердца, нимало не заботясь о том, что не в состоянии принести нам какой-либо вред, что мы ничего им не должны, а они в свою очередь, ничего не могут нам дать. Короче говоря, голоса берут перцепиента на испуг - в этом и заключается вся сила их внушения.
Апеллируя к возбужденному воображению перцепиента, голоса неприкрыто пытаются добиться от него очевидной неадекватности. Защита против такой патологической манипуляции со стороны голосов, ведущей к явной неадекватности поведения перцепиента, основана на опыте сознавания механизмов нормальной манипуляции, которая исходит от непосредственного социального окружения перцепиента и ведет к конвенциальным неадекватностям в его поведении, то есть неадекватностям, не выходящим за рамки общепринятой нормы, но нежелательным для него лично.
Не поддаваться на откровенную патологическую манипуляцию голосов трудно лишь оттого, что она непривычна и шокирует своим апломбом.
Не поддаваться на нормальную манипуляцию окружающих гораздо сложнее: она слишком привычна и, проникая в нашу плоть и кровь, совершенно незаметна. Обычно манипуляцией называют лишь особо нарочитые и беспардонные попытки одного человека оперировать поведением и восприятием другого человека. Если же человек попросту оскорбляет нас (и если мы при этом оскорбляемся), мы как правило не усматриваем в этом никакой манипуляции: мы ощущаем лишь свои отрицательные эмоции. Мы видим только, что он плохой, он сделал нам плохо (обижает, не уважает и т.д.), и нам почти никогда не приходит в голову, что это ведь мы реагируем на него, мы пляшем под его дудку, мы переживаем навязанные им ненужные нам (неадекватные) состояния или даже, возможно, совершаем какие-то ненужные нам поступки весьма сомнительной адекватности. Достаточно понаблюдать схватку какой-нибудь пиратствующей старушки с желторотой молодежью в общественном транспорте, чтобы понять, о чем идет речь. Манипуляция имеет место всякий раз, когда человек с чей-то подачи вовлекается в какие-то нежелательные для себя состояния или действия. По своей воле человек ни во что подобное вовлекаться не станет, и если это произошло, значит он на что-то купился, на что-то клюнул, значит произошла манипуляция, - вне зависимости от того, насколько поймавший его рыбак-манипулятор был сознателен в своих целях и средствах.
На что мы покупаемся?.
Всяк покупается на свое*, это тема отдельного разговора. Пытаясь обрести независимость от манипуляции в обычных социальных контактах (на работе, дома, в сфере обслуживания и т.д.) каждый обнаружит в себе те струны, на которых играют его ближние. Он обнаружит и то, что неуязвимость обретается благодаря лечению причин уязвимости, а не ее симптомов. Практика такого рода создает в том числе устойчивый иммунитет против патологической манипуляции со стороны враждебных голосов.
*.
В основном, конечно, люди покупаются на чувство собственной важности. Играя на самоо ценке, мы ввергаем друг друга в ад и возносим в рай.
* * *.
Итак, если галлюцинаторная ситуация находится под контролем, то из патологической