силы. В таких точках движение нуждается в подталкивании, иначе оно не сможет продолжаться. Мы обнаруживаем закон семи повсюду - в химии, физике и т.п.; закон семи действует во всем.
Лучший пример закона семи - строение музыкальной гаммы. Возьмем для объяснения музыкальную октаву. Начнем с до; между до и следующей нотой существует полутон, и до способна перейти в ре. Таким же образом ре способна перейти в ми Но ми не обладает такой возможностью, поэтому для ее перехода в фа должно сообщить ей толчок нечто внешнее. Фа способна двигаться к соль, соль к ля, ля - к си. И точно так же, как в случае ми, си нуждается во внешней помощи.
Всякий результат представляет собой до - не как процесс, а как элемент. Каждое до содержит в себе целую октаву. Есть много музыкальных инструментов, которые могут создать семь нот из до; и нота, составленная из этих семи, оказывается до. Каждая единица содержит в себе семь единиц, и ее можно разделить еще на семь единиц; разделив до, мы снова получаем до, ре, ми и так далее.
Эволюция пищи: Человек представляет собой трехэтажную фабрику. Мы сказали, что существует три вида пищи, входящие туда через три разных двери. Первый вид пищи - то, что обычно называют пищей: хлеб, мясо и т.п.
Каждый вид пищи - это до. В организме до переходит в другие ноты; каждая до обладает возможностью перейти в ре в желудке, где пищевые вещества меняют свою вибрацию и плотность. Эти вещества претерпевают химические превращения, смешиваются и, благодаря особым сочетаниям, переходят в ре. Ре также имеет возможность перейти в ми. Но ми уже не в состоянии развиваться сама по себе, и ей на помощь приходит пища второй октавы. До второго вида пищи, т.е. до второй октавы, помогает ми первой октавы перейти в фа, после чего ее эволюция может продолжаться и дальше. В свою очередь, вторая октава тоже требует в сходном пункте помощи со стороны более высокой октавы. Она получает помощь от ноты третьей октавы, т.е. от третьего вида пищи - октавы впечатлений.
Таким образом, первая октава развивается до си. Конечная субстанция, которую способен, выработать человеческий организм из того, что обычно называется пищей - это си. Значит, эволюция куска хлеба достигает си. Но у обычного человека эта си не способна к дальнейшему развитию. Если бы си могла развиваться и переходить в до новой октавы, возникла бы возможность построить внутри нас новое тело. Для этого требуются специальные условия. Сам по себе человек не в состоянии сделаться новым человеком; для этого необходимы особые внутренние сочетания.
Кристаллизация: Когда в организме в достаточных количествах накапливается специальный материал, он может начать кристаллизоваться, как кристаллизуется соль в воде, если ее окажется там сверх определенной нормы. Когда внутри человека накапливается большое количество тонкой материи, наступает такой момент, когда в нем может сформироваться и выкристаллизоваться новое тело - до новой, более высокой октавы. Это тело, часто называемое астральным, может сформироваться только из специальной материи; оно не в состоянии появиться бессознательно. Эта материя может возникнуть внутри организма и в обычных условиях, но тогда она тут же используется и выбрасывается.
Пути: Построение нового тела человека - цель всех религий и всех школ; у каждой религии для этого свой специальный путь, но их цели одни и те же.
К достижению таких целей есть много путей. Я изучил около двухсот религий; но если их классифицировать, я сказал бы, что существует всего четыре пути.
Как вы уже знаете, у человека имеется много специфических центров. Возьмем четыре из них: двигательный, мыслительный, чувствующий и формирующий аппарат.
Вообразите, что у человека есть квартира из четырех комнат. Первая комната - наше физическое тело; оно соответствует повозке из другой данной мною иллюстрации. Вторая комната - это эмоциональный центр, или лошадь; третья - интеллектуальный центр, или возница; четвертая это хозяин.
Каждая религия понимает, что хозяина нет, и каждая религия ищет его. Но хозяин может появиться только тогда, когда вся квартира обставлена. Прежде чем принимать посетителей, нужно обставить комнаты.
Каждый делает это по-своему. Если человек небогат, он обставляет понемногу каждую комнату в отдельности. Чтобы обставить четвертую комнату, нужно сначала обставить три другие. Четыре пути различаются друг от друга соответственно порядку, в котором обставляются три комнаты.
Четвертый путь: Четвертый путь - это путь хайда-йоги. Он напоминает путь йоги, и