жизни. В
этой картине запечатлены все события его земного существования, все
обманутые ожидания, все торжества и неудачи, все привязанности и антипатии; смысл всей пережитой жизни выступает перед ним ясно: ее руководящая мысль запечатлевается в душе и определяет ту область, в которой будет протекать загробная жизнь умершего. На короткое мгновение он видит себя таковым, каков он есть, узнает истинную цель жизни и убеждается, что законы жизни неизменны и справедливы. Вслед за тем магнетическая связь между физическим и эфирным телами прерывается, товарищи земной жизни разъединяются навсегда, и человек, кроме исключительных случаев, погружается на время в мирное бессознательное состояние. В эти торжественные предсмертные минуты молчание не должно быть нарушено вокруг умирающего. Все проявления личного горя, порывы отчаяния и громкий плач могут помешать обзору проносящейся перед его внутренним взором истекшей жизни, и поэтому мудрое предписание религии: читать отходные молитвы над умирающими - следует выполнять при
полной тишине.
После смерти, когда человек освободится от физического тела, а вслед за тем и от эфирного, он остается облеченным в свое астральное тело.
Во время физической жизни астральное тело человека состоит из частиц различного качества; после смерти, когда человек переходит окончательно в астральную сферу, в его астральном теле происходит такое изменение: смешанные до того частицы астральной материи, грубые и тонкие, начинают соединяться сообразно своей относительной плотности и образуют ряд концентрических оболочек, или, как их часто называют, скорлуп, вокруг человека. Так как астральная материя существует в семи состояниях, то и астральное тело умершего является сочетанием из семи составов, в которых человек и остается заключенным, до тех пор пока распадение этого сложного покрова не освободит его. Теперь становится понятным, какое огромное значение имеет очищение астрального тела во время земной жизни. Чистилище, через которое проходит умерший, представляет из себя в высшей степени разнообразные условия, и все переживания умершего слагаются сообразно тому, какого рода астральные вибрации преобладали во время жизни в его астральном проводнике. В самой низшей области чистилища условия чрезвычайно тяжелые: оно как бы наполнено эманациями (5) злых страстей и зверских вожделений; тогда как высшая область чистилища представляется настолько привлекательной, что заслужила среди спиритов название страны вечного лета. Духовно развитой человек, очистивший при жизни свое астральное тело настолько, что в его состав входят лишь самые тонкие частицы, проходит через чистилище без всякого замедления, не входя в общение с его грубыми явлениями, так как вибрации его более тонкого состава совсем не отвечают на грубые вибраций. При этом астральное тело разрушается быстро, и человек освобождается от него вскоре, чтобы вступить в пределы высшей светлой жизни.
Менее развитой, но не дурной человек пройдет мимо грубых явлений астрального мира также бессознательно, и пробуждение его наступит лишь тогда, когда он соприкоснется с соответствующими его природе вибрациями, которые он теперь будет воспринимать уже непосредственно своим освободившимся от физического тела астральным проводником. Что же касается людей, которые при жизни отдавались животным страстям, они пробудятся в подходящей для них области, ибо каждый человек направляется в буквальном смысле к своему собственному месту.
Каждый умерший человек остается в подходящей для его страстей и желаний области астрального мира до тех пор, пока страсти эти не изживутся, пока он -за невозможностью удовлетворять их - не отвыкнет от них. Но для всех, рано или поздно, - исключая тех немногих, которые в течение всей своей земной жизни не испытали ни единого проблеска бескорыстной любви или духовного стремления, - приходит время, когда связь с астральным телом окончательно порывается и душа погружается в короткую бессознательность, подобную той, которая наступает после сбрасывания физического тела; а затем душа пробуждается от ощущения блаженства, невообразимого для земного сознания, -блаженства высшего, или небесного, мира, к которому по своей истинной сути и принадлежит человеческая душа. И как бы низменны ни были земные страсти иной души, в ней все же бывают проблески ее высшей природы, и для этих проблесков наступает жатва; душа начинает претворять все, что она пережила на земле бескорыстного и благородного, в непреходящие свойства и наклонности своей бессмертной природы.
Астральный