в отдельности. Каждый организм можно сравнить с такой губкой, погруженной в океан Дживы и содержащей в себе частицу этого океана, ставшую ее дыханием жизни.
В Теософии эта частица всемирной Жизни, заключенная в человеке, называется праной и, вместе с эфирным телом, составляет второе начало человеческого организма. То, что в еврейском св. Писании называется Nephesh, дыхание жизни, вдунутое в ноздри Адама, не есть одна только прана, но прана в соединении с третьим, астральным, началом человека, началом страсти и желания. Эти два начала вместе и составляют то, что в эзотеризме носит название Искры Жизни.
Тайная Доктрина говорит, что низшее проявление праны имеет своими проводниками бесконечно малых строителей физического организма человека. Наука догадывается об их существовании, но видит в них лишь случайных посетителей человеческого тела, источник различных заболеваний. Оккультист, признающий одну и ту же жизнь в каждом атоме, и в воздухе, и в огне, и в воде, утверждает, что все наше тело состоит из подобных бесконечно малых жизней. Высший вид праны называется в оккультизме огненными жизнями; ее можно назвать творческой энергией жизни, именно она-то и руководит и направляет бесконечно малых строителей нашего тела.
ТРЕТЬЕ НАЧАЛО
Астральное тело
Мы только что рассмотрели физического человека с его более тонким, но все же физическим эфирным двойником, а теперь мы перейдем к сверхфизическому началу его сложной природы, к астральному телу.
У нас нет времени выяснить, что такое астральный мир, и мы можем дать поэтому только несколько самых общих указаний (3). Астральная материя проникает физическую таким образом, что каждый физический атом со своей эфирной оболочкой отделен от каждого другого атома бесконечно более тонкой и подвижной астральной материей. Но материя эта обладает совершенно иными свойствами, чем физическая, и она невидима для нас потому, что мы еще не развили оpганов для восприятия ее. Мы стоим к астральному миру совершенно в том же положении, в каком слепорожденный стоит к физическому миру; он не видит его, хотя этот мир все же существует. Или в каком мы стоим к миру бесконечно малых величин: они не существовали для нас, пока не были изобретены такие вспомогательные аппараты, чрезвычайно усиливающие наше зрение, как микроскопы. Но и на нашей ступени развития встречаются люди, которые способны воспринимать тонкие вибрации астрального мира и до некоторой степени видеть астральные явления. Такие люди носят название ясновидящих.
Но хотя мы и не видим астрального мира, мы постоянно живем в нем, так как все наши чувства, страсти, эмоции и влечения принадлежат этому миру и имеют свои центры в нашем астральном теле. Все наши свойства, окрашенные элементом страсти, все, что можно назвать жаждой чувственного существования, жаждой материальных наслаждений, алчностью плоти, имеет своим источником астральное начало человека. В действительности самое грубое из наших начал - не физическая материя, а именно
это среднее астральное начало, которое есть истинный центр всего животного, тогда как физическое тело - лишь неответственный проводник, через который страстное животное начало действует в течение земной жизни человека.
Большинство наших обыденных мыслей так тесно перемешано со страстным началом, так проникнуто астральными вибрациями, что восточная психология строго отграничила наш земной, или малый, разум, который работает под импульсами нашей низшей, эгоистической, природы, от высшего разума, который получает импульсы от высшей, сверхличной, природы человека. Астральное тело является передаточной инстанцией между высшим началом человека, между самим Мыслителем и его физическим мозгом. Каждый раз, когда мы мыслим, мы вызываем вибрации в ментальной материи, но, чтобы проявиться на физической ступени, наша мысль должна совершать круг: вызвав вибрации в материи ментальной, она затем вызывает соответственные вибрации в астральной материи и, через астральные центры, приходит в соприкосновение с физической, действуя прежде всего на эфирную субстанцию нашего тела и лишь после того на более грубую, физическую, материю, т.е. на серое вещество головного мозга.
Наблюдения, делаемые ясновидящими, вполне сходятся между собой: в бодрствующем состоянии астральное тело проникает физический организм человека, но оно по размерам больше последнего и окружает человека световым облаком, которое носит название ауры человека. Астральное тело неразвитого человека представляет собой облачную, неясно очерченную массу астральной материи низшего типа, ткань