если бы он мог отвечать на все мировые вибрации. Эта перемена и происходит, но не вдруг, а очень медленно и постепенно, и она нам известна под широко распространившимся именем эволюции. В сущности, вся разница между дикарем и современным интеллегентным человеком состоит в том, что последний воспринимает бесконечно большее количество вибраций, чем дикарь; точно так же и разница между человеком настоящего и человеком будущего сведется к тому, что последний будет воспринимать столь тонкие и быстрые вибрации, какие совершенно недоступны организму современного человека.
По мере расширения восприимчивости человека будет раздвигаться и поле его сознания, и, притом, до тех пор пока оно не перейдет за пределы физических явлений, после чего наступит его непрерывное общение с невидимыми мирами. Но для такого общения нужны иные органы восприятия, чем физические. И они уже имеются в зачатке у всех людей. Дальнейшее их развитие произойдет под действием таких же эволюционных законов, какие вызвали к жизни и те физические органы чувств, которыми мы обладаем на современной ступени развития. Когда это развитие закончится, человек будет обладать непрерывным сознанием; он будет сознательно жить одновременно и на земле, и в высших мирах, с которыми на настоящей ступени развития мы приходим в сознательное общение лишь во сне и после смерти. Но и в настоящее время существуют опередившие остальное человечество люди, обладающие такой непрерывностью сознания, которая позволяет им - при сохранении ясного, бодрствующего сознания
- вступать в общение с невидимыми мирами, и им мы обязаны теми сведениями о сверхфизической природе Вселенной и человека, которые вошли в учения Теософии.
Сделав эти краткие предварительные указания, необходимые для уяснения дальнейшего, перейдем к рассмотрению строения человека с точки зрения теософических учений.
Общие понятия
Теософические учения о человеке определяют его как непрестанно развивающееся сложное существо, часть природы которого уже проявлена. Другая же часть остается пока еще в состоянии скрытом. Сознание человека может действовать определенно на том или другом плане Вселенной в зависимости от того, насколько вибрации этого плана достигают до него. Понять это нам помогут явления со струной. Мы знаем, что струна прозвучит той же нотой, т.е. данным числом колебаний, в ответ на ноту, изданную струной одинаковой с ней длины и напряжения; и она же останется немой среди целого хора нот, произведенных несоответствующими струнами. То же самое относится и к различным состояниям материи: каждое из них отвечает лишь на соответствующие этому состоянию вибрации.
На настоящей ступени развития человек вполне сознателен только на физическом плане, потому что только одно его физическое тело, проводник всех физических ощущений, развито вполне. Но, хотя на настоящей ступени развития человек и не осознает астрального и ментального планов жизни, он все же живет на этих планах каждый раз, когда чувствует, мыслит или испытывает вдохновение. И чем сильнее он чувствует и мыслит, тем полнее переносится его сознание из физической сферы в астральную, в мир чувства, или в ментальную, в сферу мысли. Мы знаем, что солдат в пылу битвы, когда все его сознание сосредоточено в его страстях и отвлечено от физической сферы, не чувствует своих ран; и только когда его возбуждение пройдет и сознание вернется в физическую среду, он начинает чувствовать боль в пораненном месте. Или представим себе философа, решающего какую-нибудь отвлеченную проблему: он потеряет всякое сознание физических и астральных переживаний, его сознание перейдет всецело в сферу мысли, он будет отвлечен от телесной и эмоциональной жизни и сосредоточен в сфере мысли, т.е. на ментальном плане.
Таким образом, человек живет одновременно в трех мирах: физическом, астральном и ментальном, причем то одна, то другая часть его сложной природы призывается поочередно к деятельности.
Теософия различает в человеке семь начал и эти семь начал разделяет на две группы: одна обнимает три высших начала, а другая - четыре низших.
Первая, называемая высшей Триадой, есть неумирающая часть человеческой природы, бессмертная индивидуальность, сохраняющаяся через все воплощения человека, его дух, по христианской терминологии; четыре низших начала составляют его смертную, преходящую, природу, душу и тело, по представлению христиан. Это разделение на тело, душу и дух, принятое ап. Павлом и христианской философией, упрощено в обыденных понятиях христиан, которые смешивают душу и дух и употребляют часто одно выражение