каждого воплощения, Manas раздваивается. Низший его вид, земной разум, тесно связан с низшей природой человека, он, можно сказать, проникнут астральным началом, началом страсти, желания; но, с другой стороны, он соприкасается и со своим источником, Мыслителем, и поистине служит мостом между земным человеком и его бессмертной сутью.
Тесно соединенный с астральным началом человека, т.е. с его животной энергией и его страстями, низший Manas придает им разумное обоснование и этим до чрезвычайности увеличивает их силу.
Свет, зажигающий сознание в мозгу человека, одинаково божественного происхождения для всех людей, но как он будет светить в земных условиях, это будет зависеть от свойства страстного начала человека и от совершенства его мозгового аппарата. Возьмем пример мы можем зажечь много светильников одним и тем же огнем, но сила и чистота пламени будет зависеть от качества светильников и от свойства налитого масла. Так же и тут - если страстная природа человека необузданна и груба,
она загрязнит чистый свет Manas-а и придаст ему мутный оттенок, если
же мозговой аппарат несовершенен, он не даст возможности проявиться
свету.
Деятельность малого разума, или низшего Manasa, может пойти по трем различным линиям: 1) путем неослабных усилий он может подняться к своему источнику и слиться воедино с Мыслителем, или со своим Отцом Небесным, 2) он может отчасти стремиться вверх и, отчасти, вниз, что вызывает ту постоянную борьбу, которую можно наблюдать у большинства людей, 3) или же, он может подчиниться низшему страстному началу и как бы раствориться в нем. Единственным способом для человека содействовать развитию своей высшей природы является неустанное упражнение в чистой, самоотверженной, полной милосердия любви, которая не ищет своего, следовательно, и не может желать возврата за свои дары. Любовь вызвала Вселенную к бытию, любовь поддерживает ее, и она же приведет ее к совершенству и счастью.
Истинное братство всего живого имеет свою незыблемую основу в области Духа (в сфере Atma-Buddhi), ибо лишь здесь существует полное единство. Интеллект человека есть начало разъединяющее, оно отделяет я от не я, оно сознает только самого себя, а все остальное познает не по существу, а только по видимостям. Это - начало борющееся,
раздробляющее и самоутверждающее, и с точки зрения интеллекта весь мир
является ареной вражды и всевозможных столкновений. Но как только человек вступает в сферу Духа, он немедленно начинает чувствовать единство и сознавать, что мы все едины по происхождению, едины по способу нашей эволюции и едины по общей цели нашего бытия и что единственное различие, которое существует между нами, это то, что одни начали свое странствие раньше, а другие позднее, одни шли энергичнее и быстрее, а другие медленнее. Признание всеобщего Братства и стремление осуществить его в земной жизни является самым сильным двигателем для развития высшей природы человека.
Если подвести итоги всем эзотерическим учениям о человеке, к которым мы сейчас слегка прикоснулись, наше понятие о существе человека расширится почти до беспредельности.
Но, чтобы обосновать все раскрывающиеся перед нами светлые возможности, чтобы процесс эволюции из отвлеченной схемы перешел в понятие жизненное и творческое, чтобы последнее, если можно так выразиться, облеклось в плоть и кровь, для этого необходимо допустить многочисленные существования человека на земле и серьезно изучить этот вопрос.
Вопрос этот подробно разработан в теософических учениях о человеке, в которых идея перевоплощения превосходно обоснована и необходимость ее доказана с научной ясностью и строгой логичностью.
Если принять учение об эволюции во всем объеме, как развитие духа и постепенное усовершенствование выражающих его жизнь проводников, -
тогда самые необъяснимые загадки человеческого существования получают
простое и разумное объяснение. И тогда перед нами развернется огромное
прошлое, на протяжении которого постепенно созидался наш организм,
один за другим возникали наши органы чувств, и через их посредство
пробуждалась вся сложная деятельность нашей души. Миллионы лет назад
мы были совсем не тем, чем мы являемся теперь, и тысячу лет назад мы
также были иными, и точно так же будем мы иными по прошествии новой
тысячи лет, а тем более через миллионы лет... Ширина нашего сознания,
сравнительное совершенство нашего организма, свойства наших органов
чувств, степень их тонкости и восприимчивости - все это величины не
законченные, а постоянно развивающиеся и совершенствующиеся