сказать, что ядовитая змея (аспид) и сфинкс являются атрибутами фараонов, олицетворявшими власть, данную им Божественным.
Сфинкс, в частности, символизировал силу, объединенную с разумом. В залах Лувра можно увидеть небольшого сфинкса из розового мрамора, который, как говорят, изображает фараона в качестве гонителя Моисея и евреев.
Непосвященные имеют привычку интерпретировать символы без достаточных знаний и без раздумий.
Мы же здесь хотели бы привести в качестве доказательства - и это без желания обидеть кого-либо из наших современников - шутки Св. Клемента из Александрии, который видел в изображениях лошади, змеи, крокодила из храмов Египта всего лишь своего рода божественных зверушек.
Менар ответил на такое элементарное представление, выдумав сюрприз одного египетского жреца древности, который вошел в наши дни в одну из католических церквей, приблизившись к алтарю. Там он увидел пасхального ягненка, немного похожего на быка из Мемфиса, а также голубя Святого Духа, который напомнил ему божественную мудрость Тота с головой ибиса.
Разве не бесполезно думать о змее Сера-писе, рассматривая символические изображения, рыб ранних христиан на стенах их катакомб? И что тогда можно сказать о римлянах, которые слова святого причастия понимали превратно, обвиняя приверженцев апостола Петра в поедании младенцев?
Чтобы не впадать в ошибки или предубеждения, не следует смешивать символику с идолопоклонством.
Правда заключается в том, что египетские посвященные так далеко продвинули предо-
сторожности по маскировке эзотерической доктрины, что мало-помалу внешняя оболочка религии смешивалась с ее сутью, а поэтому для большинства людей форма затемняла ее основы.
ТОЧКА ОПРОСА
Из всего вышесказанного следует, что накопление сфинксов носило предумышленный характер и что главное значение сказочного животного было ориентировано на таинства.
Его присутствие как бы говорило: какое пароль загадки? Главный смысл таинства настолько очевиден, что даже примитивные греки ввозили из Египта и вводили его в сказочную историю о греческих Фивах; как об этом рассказывалось выше.
Итак, для посвященных египетских храмов таинства были многочисленны. Из этого даже следовало заключение, что число выставленных сфинксов пропорционально количеству самих тайн.
И именно поэтому Луксор и Карнак оказались местами полного посвящения, где целая армия сфинксов объединяла их друг с другом.
А вот изолированный сфинкс имел особое значение, и это относится к Сфинксу из Гизы.
БОЛЬШОЙ СФИНКС
Большой сфинкс в Гизе не похож ни на что иное в мире, даже в Египте.
Обстановка в некрополе этого плато и у основания Больших пирамид придает ему совершенно исключительный смысл.
Он не был составлен или высечен из разных кусков, как все сфинксы обычной обработки. Его примитивная скульптура вырезана из одного огромного скального блока.*
Вокруг платформы Гизы нельзя заметить много скал. А эта скала имеет значительные размеры. Вне всякого сомнения, единственное, чем руководствовался неизвестный скульптор, вырубая голову, .шею, грудь и часть тела и конечностей, так это тем, что ему не хватало для завершения статуи скального материала, особенно для воспроизведения передних лап.
Первоначально общее впечатление, производившееся гигантским сфинксом, должно было быть внушительным. Оно и теперь не меньше, хотя и несколько другого рода по причине разрушений, причиненных временем.
По данным Мариетта, Большой сфинкс возвышается над почвой вместе с головным убором на 19 м 97 см. Максимальная ширина фигуры составляет 4 м 15 см, лицо выше ее на 5 м, уши имеют высоту в 1 м 79 см и рот в ширину составляет 2 м 32 см.
Полная длина тела, согласно расчетам Клемента Робишона, составляет 72 м от хвоста до передних лап.**
* Бездоказательно считалось, будто его лицо походило на лицо Хефрена, предполагаемого строителя второй пирамиды.
** В действительности,. как представляется, сфинкс никогда не являлся предметом полных научных измерений. Существовал, однако, большой интерес к сопоставлению подобных измерений с измерениями пирамид Хеопса и Хефрена. Кроме того, следует принимать во внимание игру теней на теле и особенно на лице, в частности, когда солнце находится в зените.
Между этими лапами, высотой с человека, раньше находился маленький алтарь позднейшей постройки, который считался посвященным Небу. :
В какую эпоху была возведена эта скульптура Большого сфинкса и для чего? Вот тайна, еще более неразрешимая, чем тайна Великой пирамиды.
Действительно, не много существует столь значительных