Барбарен Жорж

Загадка большого Сфинкса

что многие критики Книги пророка Даниила заявляли, будто она была создана после событий, которые в ней предсказываются. Но такое мнение не соответствует действительности, так как после внимательного изучения прошлых событий, которым посвящается текст главы XI, обычно следуют формулы пророчеств, полных неясностей, когда они относятся к будущему.

Кроме того, не все исполнилось в пророчествах Даниила так, как этого следовало бы ожидать. И остается еще проверить обоснованность предсказаний, относящихся к уже истекшему периоду. Наконец, пророчества Даниила, как и все священные тексты, несомненно, имеют несколько смыслов.

Мы еще вернемся к тому, что представляют собой толкования с помощью переводчика тройного смысла священных писаний, все из которых могут интерпретироваться и снизу и сверху.

Например, не подлежит сомнению, что строфы от 1 до 21 в одно и то же время относятся как к истории до Рождества Христова, так и к истории, которая за ним последовала. Там возможны сотни версий, большая часть которых рискованна и неясна, но некоторые из них подтверждают закон циклов, по которому формируется и без конца изменяется развитие человечества.

Те же самые звенья этого развития проходят через сходные точки, иногда внизу, а иногда и сверху, и они только по внешнему виду представляются новыми звеньями.

Во всяком случае, представляется, что все вплоть до 21-й строфы не может- быть использовано для объяснения фактов современности.

После 21-й строфы, напротив, возможность преломления текста применительно к современным обстоятельствам быстро возрастает. Наиболее явные из них касаются Наполеона Бонапарта. Но сколько же еще там мест менее понятных, например, касающихся Гитлера.

ОТ ЛИХОИМЦА НА ВЕРШИНУ СЛАВЫ

Публикуя буквальный перевод древнееврейского текста* мы стремимся позволить читателю самому убедиться в частых несоот-

* Где мы следуем как можно точнее аббату Фабру дЭнвье. (В русском переводе использован канонический перевод Библии.) - Прим. пер.

ветствиях между оригиналом и иностранными версиями, практической аранжировкой переводчиков, включая и наиболее вдумчивого из них, Остервальда.

21. И восстанет на место* его презренный**, и не воздадут ему царских почестей; но он придет без шума и лестью овладеет царством.

22. И всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета.

23. Ибо после того, как он вступит в союз с ним, он будет действовать обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом.

24. Он войдет в мирные и плодоносные страны и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награбленное имущество и богатство будет расточать своим и на крепости будет иметь замыслы свои, но только до времени.

25. Потом возбудит силы свои и дух свой с многочисленным войском против царя южного***, и южный царь выступит на войну с великим и еще более сильным войском, но не устоит****, потому что будет против него коварство.

26. Даже участники трапезы его погубят его, и войско его разольется, и падет много убитых.

27. У обоих царей сих на сердце будет коварство, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, потому что конец еще отложен до времени.

28. И отправится он в землю свою с великим богатством и враждебным намерением против святого завета, и он исполнит его и возвратится в свою землю.

* На место Лихоимца предыдущей строфы.

** Человек низкого баса.

*** Почти все интерпретаторы сходятся на том, что относят термин южный царь к Британской империи из-за ее протектората над Египтом и ее господства над многими южными странами.

**** Ошибка всегда остается главным, смыслом этой фразы.

29. В назначенное время опять пойдет он на юг; но последний поход не будет, как прежний.

30. Ибо в одно время с ним придут корабли Киттимские*; и он упадет духом и возвратится, и озлобится на святой завет и исполнит свое намерение и опять войдет в соглашение с отступниками от святого завета.

31. И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества и прекратит ежедневную жертву** и поставит мерзость запустения.

32. Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтящие своего Бога, усилятся и будут действовать.

33. И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа.

34. И во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно.

35. Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до