И потому назвали его каббалисты языком ветвей.
Отсюда можно понять странные названия в каббалистических книгах, да и во всей Торе, описание действий, воспринимаемых нами как детские сказки или вовсе нелепые повествования.
И тем не менее язык этот очень точен, так как есть точное и однозначное соответствие между корнем и ветвью его, ведь создатели языка находились одновременно в двух мирах. Поэтому нельзя заменить одно слово другим, каким бы нелепым оно ни казалось: ветвь должна точно соответствовать корню.
Понятия, противоположные у нас, имеют в духовном мире один корень. Понять это можно на примере манны небесной. Она включала в себя все противоположные свойства одновременно, и тот, кто хотел чувствовать вкус сладкого, - для тех она была сладкой, вкус горького - горькой и т.д.
Это потому, что материальный потребитель воспринимает от духовного предмета лишь то, что он хочет выделить из бесконечного множества свойств, сам же духовный предмет включает в себя одновременно все возможные в нашем мире формы и свойства.
Во влиянии на нас Творца есть две стадии. Одна - духовная, в ее простом, включающем все свойства виде. Вторая, проходя через наши ощущения, попадает в область наших чувств и проявляет одно из своих свойств в соответствии со свойствами ощущающего.
Духовные объекты разделяет не пространство, а их духовное несоответствие (несхожесть их свойств). И поэтому количество душ, т.е. отдельных духовных объектов, определяет количество отделенных друг от друга расстоянием личностей. В начале творения была одна общая душа (свет) и соответствующее ей тело (желание) - Адам. Она сливалась с Творцом и потому получала максимальное наслаждение.
По своей природе душа - это всего лишь желание получить наслаждение. И согласно этому желанию душа им наполнилась. Но получив наслаждение, душа почувствовала стыд. Так чувствует стыд в нашем мире каждый получающий подарок или большое одолжение.
Степень ощущения стыда зависит от духовного развития человека. Лишь это чувство постоянно держит нас в рамках и заставляет следовать идеям и законам общества. Оно же лежит и в основе других стремлений - к образованию, богатству, положению в обществе, почестям.
Душа, почувствовав беспредельно жгучий стыд (соответственно полученному наслаждению), нашла, что единственный путь избавиться от него - прекратить получать наслаждение. Но поскольку Создатель желал доставить душе наслаждение, она согласилась принять его лишь ради Создателя, а не ради собственного удовольствия. Как и в нашем мире, кушая ради мамы, чем большее наслаждение получает ребенок от еды, тем большее наслаждение он доставляет матери.
В таком положении душа должна постоянно контролировать количество получаемого наслаждения, чтобы наслаждаться лишь ради Создателя.
Поскольку невозможно было общей душе в едином порыве преодолеть свое естественное желание наслаждаться ради себя - так оно было велико! - она раскололась на мириады осколков - душ, которым легче проводить заданную работу по искоренению желания наслаждаться ради себя. В этом основа чистых душ. Темные же души получают наслаждение согласно своему желанию, пренебрегая чувством стыда.
И так как в духовном мире, где нет расстояния, близость определяется совпадением действий и мыслей (взаимной близостью, взаимной любовью), то душа, получающая ради Создателя, близка Ему, поскольку они доставляют друг другу взаимное наслаждение, как мать с ребенком.
Близость определяется степенью наслаждения, которое получает душа ради Создателя. Желание насладиться действует в нас инстинктивно, а желание избавиться от стыда и наслаждаться ради Создателя идет от нас самих и потому требует особых постоянных усилий.
Душа, получающая ради себя, противоположна дающему по намерению, т.е. по своему духовному действию, в тем большей степени, чем большее наслаждение эгоистически получает.
Поскольку уменьшение желания приводит к удалению от Создателя, то на разных уровнях удаления образовались разные миры - вплоть до нашего мира, где каждой частице общей души дано и определенное время (жизнь), и повторные возможности (кругооборот душ) для самоисправления.
И рождается человек лишь с желанием получить наслаждение для себя. Все наши личные желания происходят от системы темных сил, т.е. бесконечно удален человек, и потому не чувствует Создателя (духовно мертв).
Но если в борьбе с собой он приобретает желание жить, думать, действовать лишь ради других и Творца, то, очищая таким образом душу, он постепенно приближается к Творцу до полного слияния (и по мере приближения чувствует