без слов, но всем телом откровенно заявляют: Ага, конечно, так я и послушал! А после, закончив демонстративную роль ничего-не-слышу, они выскакивают за дверь и окунаются в свою личную жизнь - а вам остается лишь надеяться, что они не вытворяют ничего такого, что вы сочли бы предосудительным.
Пришло время общаться с ними по-настоящему - время откровенной встречи, когда вы отбросите защитные доспехи в надежде, что еще не слишком поздно. И у вас действительно есть большие шансы успеть! Скажите ребенку, что хотите с ним говорить, -и предложите ему самому выбрать для этого подходящее время. Предупредите, что вам понадобится, например, один час. Пусть ребенок сам назначит время, потребуйте лишь одного: чтобы ничто -ничто! -не стало этому помехой. Так вы сразу покажете своему ребенку, что предстоящая беседа намного важнее повседневных просьб и обычных семейных разговоров. Будьте готовы к тому, что он начнет упрямо отказываться (и это еще мягко сказано), но все равно стойте на своем.
Сядьте перед ним с блокнотом и попросите внимательно посмотреть на вас, прежде чем начнется разговор. Сразу скажите, что это будет не нравоучение и вы не станете обсуждать его поведение, читать нотации или бранить. Скажите, что больше всего на свете хотите быть ему другом. А потом попросите объяснить, почему, на его взгляд, у вас не ладятся отношения.
Настройтесь на откровенность. Чудес не ждите, но прежде всего постарайтесь принимать слова ребенка без каких-либо условий. Помните, что этот разговор о самом ребенке, а не о вас -иными словами, не стоит погружаться в рассказы о том, какими были в детстве вы сами. Не читайте лекций! Не выходите из себя! Не вздрагивайте, если услышите вдруг нечто такое, что считаете вопиющим безобразием, ошибкой или даже правонарушением. Помните: когда ребенок говорит откровенно, вы слышите саму жизнь, причем из первых рук - согласны вы со сказанным или нет. Пусть ребенок устроит вам разнос, пусть жалуется на весь мир, даже если слова его несправед ливы. Делайте записи - это подтвердит, что вы относитесь к словам ребенка с вниманием. И, главное, слушайте-., просто слушайте1.
Не делайте того, чего он привык от вас ждать, то есть не начинайте возражать в ответ на каждое его слово. Во всяком случае, не сейчас. Следует понять, что большая часть его мнений основана на том, что он чувствует. Собственно, в выяснении этого и заключается основная цель разговора. Придумывайте новые пути: попросите ребенка подробнее рассказать именно о том, что важно для него, - тут как раз и потребуется ваша помощь. Быть может, ему кажется, что вы слишком строги или слишком отстали от жизни и уже не в состоянии понять музыку, которая ему нравится, что вы не выказываете достаточного уважения к поведению его друзей, что вы, наконец, не такие любящие, заботливые или сообразительные, какими он мечтал бы вас видеть!
Первый разговор должен закончиться рядом вопросов. Разумеется, каждый ребенок уникален, но вот примеры вопросов, которые вы можете задать:
1. Что я могу сделать, чтобы тебе жилось лучше ? В ответ могут прозвучать заявления абсурдные и неуместные, но это не имеет значения. Вам нужно вызвать у ребенка катарсис в благоприятных для этого условиях, и - одновременно - дать ему возможность выговориться. Кроме того, тем самым вы начинаете создавать новую, прежде неведомую взаимную привязанность. Дышите глубже и слушайте, Помните: умение выслушать еще не означает необходимости исполнять все эти желания.
2. Быть может, нам удастся найти какой-то компромисс? Как бы ты поступил на моем месте? Такая постановка вопроса заставляет мыслить и в то же время показывает ребенку, что вы настроены очень серьезно. Быть может, у него действительно есть шанс сделать свою жизнь приятнее, и он охотно воспользуется такой возможностью Поскольку вы тоже живете не в вакууме (во всяком случае, мы на это надеемся), многие из обсуждаемых тем вас едва ли шокируют. Так или иначе, будьте готовы к уступкам и переходите к обсуждению важнейших проблем. Смиритесь с тем, что придется чем-то поступиться. Вспомните, какими были в детстве вы сами, и поставьте себя на место своего ребенка.
3. Разве мы уже не можем стать друзьями? Обещаешь, что придешь ко мне, если тебе понадобится помощь ? Тебе хотелось бы, чтобы мы еще раз вот так поговорили? Это очень серьезные вопросы, сосредоточенные вокруг основной причины первого разговора. Ребенок может отделаться пустыми отговорками и не дать правдивого ответа. Почему? Он вам просто не доверяет! Любому отцу или матери очень неприятно такое