правила практически не было: зачинщиками трагедий в школьных дворах были растерявшиеся в этой жизни дети, лишенные возможности обсуждать свои проблемы дома либо имеющие совершенно легкомысленных родителей. Бывало, отцы и матери даже не догадывались, что ребенок сооружает бомбу прямо у них в гараже! Статистика доказывает, что дети-убийцы в большинстве случаев были совершенно измучены, часто терпели издевательства в школе и просто не могли справиться с накапливающимся изо дня в день напряжением. И вместо того, чтобы прийти домой, в лоно семьи, к задушевным друзьям, некоторые такие дети придумали мстительную реальность со своими собственными смертельными играми или пышущими ненавистью сайтами в Сети. Нынешние исследования свидетельствуют, что многие из этих детей принимали риталин -очередное подтверждение того, что это лекарство отнюдь не оправдывает всех надежд. Эти дети почти не общались с родителями -возможно, просто не чувствовали, что в семье есть хоть кто-то, с кем есть смысл поговорить.
При всем нашем уважении к господину Мейхеру и его тончайшему чувству юмора, нам кажется, что своими замечаниями он оказал медвежью услугу детям всей страны. Неужели мы вправе полагать, будто эти дети - одни из них уже мертвы, другие отбывают наказание за свои преступления - вели бы себя намного лучше, если бы их с самого детства шлепали по попке и твердили им: будь хорошим? Этим Индиго, живым олицетворениям человеческой мудрости в крошечном теле, силой навязали мышление, ставшее для некоторых из них просто гибельным. Да, они выплеснули наружу свою ярость, но винить в этом следует прежде всего невыносимые обстоятельства, в которых они поневоле оказались, - непреодолимую стену равнодушия, состоящую из взрослых людей, слишком занятых для того, чтобы остановиться на мгновение для откровенного разговора.
Мы по-прежнему уверены, что принципиальным ответом на открывшееся нам явление могут стать лишь коренные перемены в отношении к воспитанию детей. Они должны быть в семье равноправными партнерами. Мы никогда не предлагали превращать их в диктаторов и во всем им потакать. Но предоставлять им право выбора и уважать их - вовсе не то же самое, что давать им садиться нам на шею. Дисциплина необходима, и рамки допустимого все еще остаются важной стороной воспитания. Но если мы будем относиться к подрастающему ребенку с уважением, ему будет намного проще понимать и принимать дисциплинарные требования - в отличие от ребенка, которому лишь твердят: Подрастешь - поймешь, Ты в этом еще ничего не понимаешь или Делай, что тебе говорят! Последовать совету господина Мейхера означало бы вернуться к тем методам воспитания, которые были распространены добрых полвека назад. Так, между прочим, считают многие из тех, кто до сих пор в отчаянии разводит руками. Им кажется, что раз уж их воспитали как надо, то почему бы и теперь не вернуть старые добрые деньки, когдадетей было видно, но не слышно, когда младшие относились к старшим с почтением и не прихватывали в школу пистолеты. Но если все это так, то чем объяснить недавний взрыв насилия среди японских детей? А ведь японская культура славится своими традициями отношений между детьми и родителями! Японцы, казалось бы, всегда оставались образцовой моделью внутрисемейных взаимоотношений. Дети там ведут себя благопристойно и чтут старших. Однако новости, приходящие из Японии в последние годы, указывают на то, что многие проблемы, с которыми мы столкнулись в США, проявляются и на Дальнем Востоке. Вот выдержка из статьи в журнале Тайм (8 января 2000 года):
Японские дикари
Тим Лаример
На протяжении потерянного десятилетия экономического застоя в этой стране [Японии] здешняя молодежь неу-
клонно катилась вниз по спирали безразличия, разочарованности и бунтарства. [...] Молодые японцы все чаще и чаще взрываются необъяснимыми вспышками ярости. Учащаются жестокие преступления среди молодежи (за одиннадцать месяцев 2000 года их число повысилось почти на 25% по сравнению с минувшим годом), все больше учеников исключают из школ, увеличивается количество правонарушений в школе. Недавние правительственные опросы показали: около четверти учеников старших классов признаются, что им доводилось взрываться от злости или прибегать к насилию. В одном только прошлом году случился целый ряд громких преступлений: подростки угнали автобус и перерезали одному из пассажиров горло; юноша убил родную мать бейсбольной битой; хулиганы зарезали семью из трех человек. А буквально месяц назад семнадцатилетний парень соорудил бомбу из гвоздей,