бесконфликтного состояния снов.
11. Делайте ваши записи в том порядке, в котором вы вспомнили свое сновидение. Исключением являются уникальные словесные образы (поэмы, имена, необычные фразы), которые следует записывать в первую очередь, пока они не забыты, независимо от той последовательности, в которой они на самом деле возникли во сне. Записывайте необычные происшествия, когда вы делаете ваши заметки (засыпание, пробуждение). Вам следует отмечать гипнотические переживания. Старайтесь идентифицировать неясные элементы, как, например, положение тела, в котором пришло это сновидение.
12. Рассказывая ваши сны друзьям, вы помогаете себе запомнить сновидения, но не пренебрегайте фиксированием снов в письменной форме, что принесет вам пользу в ведении дневника сновидений. Придайте вашим записям стандартный вид (даже если они записаны на магнитофон) и хронологический порядок.
13. Отбирая названия для ваших снов, исходите из встретившихся в них уникальных аспектов. В результате вы будете лучше помнить сны и идентифицировать те элементы в снах, на которые следует обращать особое внимание.
14. Вы должны постоянно пытаться переводить сновидения в материальную форму вышеописанным методом. Практикуя это, вы сможете очень многое узнать о себе.
15. Независимо от того, как легко вы запоминаете сны, вы можете еще больше увеличить количество ваших воспоминаний, а также улучшить их качество. Если вы придаете большое значение своим сновидениям, уделяете им достаточно времени, они станут приходить более часто и легко и будут обладать еще большей ценностью для вас. Ведя записи снов, вы придете к большему пониманию самого себя и поможете окрепнуть своим навыкам и своей уверенности в реальной жизни.
Как развить контроль сновидений
Внутри себя вы располагаете огромным ресурсом знаний. Вы можете сделать их доступными, обращаясь творчески с вашими снами. Я представила несколько систем контроля сновидений, которые используются разными людьми. Иx принципы мы можем понять и применить к нашим собственным снам. Древние сновидцы, сновидцы прошлого, американские индейцы, сенои, йоги, зрители прозрачных сновидений - все они могут научить нас способам работы со сновидениями, которые помогут нам в отношении наших собственных снов. Конечно, в дополнение к этим учениям о сновидениях, важно осознать, что вы также можете узнать от самих себя. Если вы ведете дневник сновидений в течение некоторого времени, внимательно следите за его содержанием то узнаете о себе то, чего никогда не узнаете из книг или от психотерапевтов.
Что можно сказать о людях, которые внимательно вели свой дневник многие годы? Кто они? Что они обнаружили? Многие исследователи, в основном, касаются записей других, своих пациентов, но редко делятся своими собственными снами. Есть лишь несколько исследователей, которые в качестве материала используют свои собственные сны и открывают их содержание для нас. Эти глубоко личные документы очень часто закодированы, ограничены и разрушены. Зигмунд Фрейд, отец психоанализа, например, как говорят, вел в течение четырнадцати лет свой дневник сновидений, но уничтожил его в апреле 1905 года в возрасте двадцати восьми лет. Его довод: Материал просто поглотил меня, как песок сфинкса. На примере своих сорока восьми сновидений он написал Интерпретацию сновидений. Помимо этих сорока восьми снов и других случайных отрывков, мы знаем очень немного о его записях снов или о том, как он их записывал. Мы могли бы быть значительно богаче, если бы он сохранил свой дневник сновидений.
Карл Юнг, напротив, тщательно хранил свои записи и писал больше о себе. Некоторые из его оригинальных записей сделаны после раскола с Фрейдом. Юнг считал, что пережил период внутренней неуверенности, что привело его к отдалению от Фрейда. Он стал генерировать различные фантазии и пытаться их понять. Поначалу он записывал свои фантазии (как сновидческие, так и реальные) в черной книге, которая случайно составилась из шести маленьких тетрадей в черных кожаных обложках. Позже он переименовал эти записи в Красную книгу, которая представляла собой большой том в красной обложке с текстом записанным каллиграфически, в готической манере, с четким соблюдением литературных норм и с рисунками на полях, - словом, была оформлена подобно средневековому манускрипту. По мере того, как Юнг записывал фантазии и работал с ними, эта деятельность настолько его захватила, что он был вынужден прекратить читать лекции в университете, так как ощутил, сколь мало знает сам о себе. В результате, Юнг оставил