подобным сновидению. Если к вам придут ваши песни-сновидения или ваши стихи-сновидения, вы ощутите их необычную эмоциональную силу. Студенты моего семинара довольно часто создают изумительные писательские работы, основанные на своих сновидениях. Это встречается чаще, чем творческие результаты, созданные и целиком законченные в сновидении. Эти работы создают впечатление удивительной легкости исполнения, хотя они очень оригинальны и высококачественны. Художественно одаренные студенты более способны воспроизводить визуальные образы своих снов. Некоторые студенты рассказывали о своих прогулках во время сна по художественным галереям, заполненным прекрасными работами. Они воспроизводили эти работы, когда просыпались. Другие планировали или намечали содержание таких снов, например: Ночью я увижу во сне необычайный рисунок. И они многократно замечали, что задуманный элемент возникал как фрагмент приходящего сна и этот фрагмент легко воспроизводился после просыпания.
Моя собственная память тоже заполнена необычайными художественными формами - я вижу во сне живопись и скульптуру, иллюстрации к книгам, странные формы, символы и образы, которые невозможно классифицировать. Я и в самом деле немного умею рисовать, так что этот предмет моих снов не столь удивителен, но художественный диапазон моих снов превосходит мое обыденное отношение к искусству. С другой стороны, обычный человек может и не захотеть индуцировать художественные образы. Хотя он может обнаружить, что странные, удивительные образы возникают в его снах безо всякого напряжения. Такие образы имеют огромную персональную ценность, как это будет показано в девятой главе.
О решении проблем во сне студенты рассказывали не так часто, как о видении художественных образов. Возможно, студент, который избрал сам путь творческих сновидений, с большей вероятностью будет продуцировать художественные образы. Несколько студентов рассказали о решении во сне математических задач, которые они не были в состоянии решить в период бодрствования. Другие рассказали о стремительном развитии различных навыков благодаря ночной практике сновидений. Так, одна студентка, отрабатывавшая во сне теннисный удар, обнаружила, что результат улучшился уже на следующий день. Еще пример: профессиональный игрок в гольф Джек Никлаус, как рассказывали, после долгого кризиса улучшил свой удар с помощью сна, в котором он играл очень хорошо благодаря тому, что менял положение своей клюшки. Изменив манеру хватки согласно своему сну, он вернул своему удару прежнюю точность. Таким образом, сны могут преподнести весьма практическое творческое решение с таким же успехом, как и чудесные художественные образы.
Студенты рассказывали и о разрешении проблем, связанных с их личными взаимоотношениями. Особенно полезна здесь оказалась система сеноев.
Как психолог-практик, заинтересованный в воздействии сознания на сон, я спланировала особенный тип сновидений. Была ли моя попытка успешной, можно судить по главам второй части моей книги Как обрести сознание во время сна. Для меня такие сновидения являются необычным переживанием и большой поддержкой.
Другие практикующие рассказывают о сходных переживаниях - когда происходит что-то наподобие открытия нового мира: того, что лишь смутно осознавался прежде, все менее и менее пугающего, но все более и более красивого - акры алмазов на чьем-то заднем дворике, голубая птица на чьем-то дереве - таковы образы этого фантастического внутреннего мира.
Научившись запоминать и фиксировать свои сны, сделайте первый шаг к тому, чтобы полностью использовать весь диапазон ваших творческих возможностей. Овладев искусством индуцирования задуманных вами снов, вы еще больше приблизитесь к возможности использовать талант, скрытый в каждом из нас.
Элементы, необходимые для творчества, могут быть обнаружены всюду, но особенно - внутри нас. Весь материал уже здесь. И единственное, что требуется от нас, это скомпоновать его по-новому, найти новую комбинацию. Препятствует же этому наша привычка смотреть на вещи стандартно и прозаично.
Способность смотреть на вещи разнообразно, которой, несомненно, обладают все в детстве, - со временем выжимается из нас. Мы до такой степени учимся вести себя и отвечать определенным образом, что наше мышление становится пленником общепринятых категорий. Гибкость, необходимая для новых комбинаций, теряется. Если нам повезет, мы сохраним некоторую ее тень.
Творческое мышление, однако, все еще присуще нам в наших снах. Здесь образы часто комбинируют сходные элементы странным