в четырехмерном пространстве-времени, они говорят, что в реальной действительности наблюдатель не может воспринимать явления иначе, кроме как в форме последовательности различных эпизодов пространства-времени, то есть в форме временной последовательности. Мистики же, напротив, утверждают, что им доступно истинное непосредственное восприятие всего пространственно-временного континуума, внутри которого не существует течения времени. Так, дзэнский наставник Догэн говорит: Многие верят, что время проходит, но фактически оно остается там, где есть. Представление о прохождении можно назвать временем, но это - ложное представление, ибо если зришь его только как прохождение, то не сможешь понять, что оно остается там, где есть [42, 140].
Многие восточные наставники подчеркивают тот факт, что мышление должно развиваться во времени, в то время как зрительное восприятие способно преодолевать барьер времени. Зрительное восприятие, - говорит Говинда, - связано с пространством более высокого измерения, а следовательно, свободно от уз времени [17, 270]. Пространство-время релятивистской физики представляет собой именно такое пространство, более высокого измерения, лишенное оков времени. Все явления, происходящие в нем, связаны друг с другом, но эти связи не носят причинно-следственного характера. Взаимодействия частиц могут быть описаны в терминах причин и следствий только в том случае, если мы читаем графики пространства-времени, последовательно двигаясь в том или ином направлении, например, снизу вверх. Если же видеть в них пространственно-временные паттерны без той или иной временной направленности, такие понятия, как до и после, исчезают, и нет уже никакой причинностной связи.
Сходным образом восточные мистики утверждают, что преодоление уз времени позволяет им оказаться в мире, в котором не существует ни причин, ни следствий. Подобно общепринятым представлениям о пространстве и времени, понятие причинности уместно только в рамках суженного, ограниченного мировосприятия. При расширении мировосприятия оно должно быть отвергнуто. Как говорит Свами Вивекананда,
Время, пространство и причинность похожи на стекло, сквозь которое мы смотрим на Абсолют... В самом же Абсолюте нет ни времени, ни пространства, ни причинности.
Восточные духовные традиции предлагают своим последователям различные способы освобождения от привычного ощущения времени и от оков причинно-следственных связей - от уз КАРМЫ, как выражаются индуисты и буддисты. По этой причине восточный мистицизм получил наименование освобождения от времени. В определенном смысле, такое определение подходит и для релятивистской физики.
Глава 13.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ВСЕЛЕННАЯ
Основная цель восточного мистицизма - достижение такого мировосприятия, при котором все явления воспринимаются как манифестации одной и той же высшей реальности. В этой реальности восточные мистики видят первосущность Вселенной, лежащую в основе всего многообразия наблюдаемых нами предметов и явлений. Индуисты называют ее Брахман, буддисты - Дхармакайя (Тело Сущего) или Татхата (таковость), а даосы - Дао; при этом все они утверждают, что эта реальность лежит за пределами интеллектуального восприятия, и поэтому не может получить более точного определения. В то же время, высшая сущность не может быть отделена от ее многообразных проявлений. В самом сердце его природы заложено стремление постоянно воплощаться в мириадах возникающих, гибнущих и превращающихся друг в друга форм. В своем явленном аспекте космическое Целое динамично по своей природе, и осознание его динамической сущности объединяет все школы восточного мистицизма. Так, Д. Т. Судзуки пишет о школе Кэгон - одном из направлений буддизма Махаяны:
Основная идея Кэгон - достижение динамического мировосприятия этого мира - беспристрастно движущегося, видоизменяющегося, склонного к непрерывному преобразованию, которое и воплощает в себе идею жизни [71,53].
Подчеркнутое внимание к движению, текучести и изменчивости мира характерно не только для восточного мистицизма, но и вообще для мистиков как таковых. Так, Гераклит в древней Греции создал учение о том, что все течет, и сравнил мир с вечным пламенем, а в Мексике маг из племени яки по имени дон Хуан рассуждает об исчезающем мире, утверждая, что: Для того, чтобы стать человеком знания, нужно быть легким и подвижным, как вода [10, 16].
В индийской философии все индийские и буддийские термины имеют смысловой оттенок динамичности. Слово Брахман, образованное от корня БРИХ (расти), используется для обозначения