Шапошникова

Сакральный календарь друидов

или свалки на королевском пиру друиду достаточно было встать и простереть руку в знак умиротворения, чтобы все безропотно подчинились и замолкли.

Дион Хрисостом20 сообщал, что друиды, опытные в искусстве прорицания и всякой другой мудрости, руководили всей внутриполитической жизнью Галлии. Без их совета цари не осмеливались ни предпринять что-либо, ни принять сколько-нибудь важное решение. Поэтому истинными правителями этих стран были именно друиды, а цари, восседавшие на золотых тронах и устраивавшие в своих дворцах роскошные пиры,- лишь помощниками и исполнителями их воли.

По выражению Цезаря, царская власть у кельтов была непрочной и временной должностью (лат. regia potestas).

Однажды к Цезарю явились послами князья эдуев с просьбой помочь их общине в это особенно трудное и опасное для нее время. Дело в том, что эдуи издавна избирали одного высшего сановника, и наделяли его царской властью только сроком на год. Однако на тот момент у них оказалось два таких сановника, каждый из которых утверждал, что именно он был избран законным путем.

Такая ситуация могла сложиться только в том случае, если должность этого верховного эдуя сводилась исключительно к исполнительским функциям и сам он был не более чем марионеткой в руках влиятельных кланов, беззастенчиво проталкивавших своего кандидата.

В другом месте Записок о Галльской войне читаем:

Тогда Цезарь собрал эдуйских князей, которых было много в его лагере. В их числе были, между прочим, Дивитиак и Лиск. Последний был в то время верховным правителем, который называется у эдуев вергобретом, избирается на год и имеет над своими согражданами право жизни и смерти.

В некоторых кельтских общинах компетенция верховного правителя была максимально сокращена, в других статус царя вообще упразднили и заменили одним или двумя выборными чиновниками: их назначали ежегодно, как римских консулов.

Вергобрет (vergobretus - лат. судья), или ворти-герн, как иногда называли этого чиновника высшего разряда, не должен был покидать пределов территории племени или страны. Кстати, этот ритуальный запрет ни в коем случае не распространялся на друидов.

Вмешательство друидов во внутриполитическую жизнь общины часто было направлено против стремления знатных воинов к усилению их роли в управлении страной или племенем. Это происходило чаще всего в наиболее затруднительных ситуациях, когда необходимо было соблюсти оказавшиеся под угрозой интересы государства или свои собственные.

Друид нередко стоял во главе заговора с целью свержения неугодного короля или претендента на королевскую должность. Известно, что отец Верцингеторига21 по имени Кельтилл был убит, поскольку добивался царской власти.

Кельтского короля избирали равные ему представители воинского сословия. Непосредственно друиды короля не выбирали, но они имели возможность повлиять на этот выбор и, кроме того, на них было возложено проведение религиозной церемонии, в ходе которой и осуществлялось избрание. А друиды прежде всего заботились о том, чтобы выбор производился по правилам и был удачен.

Религиозная церемония выбора верховного короля Ирландии называлась Пир Быка и происходила так. Вначале забивали белого жертвенного быка. Человеку, облеченному особенным доверием со стороны общественности, полагалось наесться мяса убитого животного и напиться мясного отвара, а затем заснуть.

Четверо друидов торжественно пели над ним Слово Истины. Плотно поевшее доверенное лицо должно было увидеть сон, а во сне - человека, которого надлежало возвести в короли. Ритуальный сон обычно был очень подробным: видны были внешность будущего короля, его характер, манеры и дела, которыми он в тот момент занимался. Когда сновидец пробуждался, он оповещал королей и друидов о содержании сновидения, подробно описывая облик, одежду, оружие и местонахождение будущего короля.

Если прерогативой друида было давать королю советы, то велету - прорицателю, судье и врачевателю - вменялось в обязанности, главным образом, заботиться о здоровье короля, его душевном равновесии, а также исторических и научных познаниях монарха.

Верховный велет ирландского короля, к примеру, должен был с первого дня ноября по первый день мая каждый вечер рассказывать королю какую-нибудь историю.

Когда-то ирландские верховные филиды пользовались правом заговорить прежде короля со всяким, кто пожелал подойти к последнему.

Друид, замышлявший убить папского легата патриция Палладия (Св. Патрика22), пришел к нему вместе с девятью магами, одетыми в белые одежды (лат. cum nouem magis indutis vestibus albis).

Ирландские