с помощью деревянных жетонов с нанесенными на них
И в скверике под вязом...
...Но пусть и я строку заветную прижу
К груди, пусть и меня заденет
шелестетенье
Листвы, да обрету покой на полчаса
И в грозный образ тот, что вылеплен
во мраке
Внесу две-три черты, которым небеса,
Быть может, как теплу сочувствуют
и влаге
А. Кушнер, Живая изгородь
огамическими числами16. Галлы называли этот вид гадания (галльск.) prinni lag или prinni loudi, бретонцы - (бретон.) prenn-denn или teurel prenn - бросать дерево, ирландцы (др.-ирл.) crann-chur. Можно предположить, что числовые методы гадания обязаны своим появлением у друидов школам Залмоксиса и Абарида и восходят к способу числового прорицания, которым пользовался еще Пифагор.
Все приемы предсказания, в особенности тот, что носил название бросание дерева (галльск. prinni lag - prinni loud), помогали различать счастливые и несчастливые дни.
Галльские маги для предсказания будущего тянули жребий, используя ветви омелы или можжевельника, сопровождая эти действия пением заклинаний.
В толковании сновидений друиды не испытывали затруднений.
В некоторых кельтских племенах прорицатели не только пользовались большим авторитетом, но и держали в подчинении весь народ. Эти прорицатели предсказывали будущее, наблюдая за птицами и принося жертвы, в том числе - кровавые и человеческие.
Обряды, совершаемые прорицателями, иногда производили совершенно невообразимое и странное впечатление, особенно когда речь шла о выяснении предзнаменований мероприятия, сулившего какие-либо крупные выгоды его участникам.
Посвятив человека в жертву богам, друид наносил ему удар мечом в область диафрагмы. Сраженная жертва падала, а ученый внимательно следил за ее падением, конвульсивными движениями конечностей и истечением крови - все эти факторы обладали исключительной важностью для правильного распознавания грядущего.
Кельтские прорицатели издавна использовали такого рода наблюдения, привыкли полагаться на них сами и постепенно приучили к этому соплеменников.
Позднее римляне постарались привить кельтам собственные представления об обычаях, связанных с гаданиями и жертвоприношениями, которые во многом были противоположны кельтским.
Впрочем, в той же Ирландии друиды и филиды существовали еще во времена верховного короля Домналла (ум. 978 г.) и даже пользовались всеми своими традиционными средствами прорицания, включая огамические знаки.
Друиды умели узнавать будущее также по приметам и предзнаменованиям, не связанным с жертвоприношениями. Считалось, например, что полет птиц имеет предвещающий характер. Однако наибольшее значение друиды, в отличие от римских авгуров, придавали не манере полета птиц, а их крикам.
Галльский король Дейотар (I в. до н. э.), согласно свидетельству Цицерона, обладал способностью понимать знаки, подаваемые птицами.
Рассеять туман грядущего умелым прорицателям помогала и другая живность. Однажды королева икенов Боудикка17 прибегла к помощи прорицателей, чтобы убедить своих сторонников поднять мятеж против римлян. Она отпустила зайца, которого держала у себя на груди, и, так как бег зверя давал благое предзнаменование, большинство разразилось радостными криками, посчитав такой довод в пользу восстания вполне убедительным.
Вообще кельты очень трепетно относились к предзнаменованиям. Перед сражением с войсками Антигона Гоната18 галлы предали смерти своих жен и детей, имея на то неопровержимые основания: предзнаменования перед битвой были неблагоприятными.
Эдуй Думикориг оправдывал свою задержку с отбытием в Британию, ссылаясь на религиозные причины (лат. quod religionibus impedirisese diceret). Цезаря, правда, это не убедило - Думикориг был заподозрен в предательстве и умерщвлен.
политическая деятельность
Друиды оказывали огромное влияние и на институт королевской власти у кельтов. Цезарь признавался, что наделил властью Конвиктолитава после того, как, согласно обычаю города, имя того рекомендовал для назначения посредник от галльских жрецов.
Часто друиды не только ритуально санкционировали выбор и коронацию нового короля, но и сами рекомендовали и выдвигали подходящих кандидатов на вакантную королевскую должность.
При ирландском королевском дворе друидов окружали величайшим почетом. Старинный ирландский гейс (др.-ирл. geas - табу) воспрещал уладам19 говорить прежде короля, а королю - прежде друидов.
На торжественных пирах друид сидел по правую руку от короля, и король, который нередко был обязан ему своей короной, воздавал ученому мужу всяческие почести. В случае пьяной ссоры