Шапошникова

Сакральный календарь друидов

общиннику, а во-вторых, было бы некстати, чтобы воспитанники, слишком полагаясь на запись, не обращали должного внимания на укрепление памяти.

Друиды много рассказывали своим ученикам о светилах и их движении, о величине мира и земли, о природе, о могуществе и власти бессмертных богов. Отшельники утверждали, что им ведомы величина и форма Земли и мира, движение звезд и желания богов.

Основной аспект учения друидов - вера в бессмертие души, аналогичная пифагорейскому учению о переселении душ.

Это убеждение друиды стремились укрепить в людях более всего. Душа, согласно их учению, переходит после смерти из одного тела в другое. Они полагали, что такая вера устранит страх смерти и тем возбудит храбрость в воинах.

Эта вера была действительно широко распространена в народе; вполне вероятно, что галлы, которые славились храбростью в сражениях, укрепляли свой боевой дух верой в то, что душа вечна и, значит, павшего воина ждет впереди другая, не менее интересная жизнь...

пророчества друидов

Искусство прорицания входило в круг обязанностей друидов и являлось одной из их специализаций. Чаще всего общинников интересовали перспективы развития событий накануне войны, собственная судьба и прогнозы о том, кто станет очередным королем. Даже если предсказания приобретали зловещий оттенок, друид должен был с полным спокойствием и без колебаний сообщить их заинтересованному лицу, хотя бы этот человек был местным королем.

Со временем в некоторых областях кельтского мира поэты-провидцы настолько обособились от отшельников-друидов, что стали отдельным сословием, имевшим немалый вес в обществе.

В латинских источниках друидов-пророков называли ваты (vates - провидцы, прорицатели, пророки; вдохновенные песнопевцы; учителя). Это слово вошло в древний ирландский язык в виде слова faith.

В кельтоязычной среде подобных друидов-мирян именовали велетами (кельт, velet - провидец, общающийся с иным миром из индоевропейского глагольного корня wel - видеть, созерцать). Наиболее раннее употребление этого термина отмечено в Бельгике около 70 г. н. э. в форме имени прорицательницы из племени бруктеров: лат. Veleda, Veledae. Уже в этой форме заметны признаки среднеирланд-ского озвончения интервокальных согласных (*Veleda< *Veleta). Означенное слово закрепилось в древнем ирландском языке в виде ед. ч. file, fill, мн. ч. filid, потеснив все прочие языковые обозначения поэтов-провидцев.

Просвещенные эллины и римляне замечали, что искусство прорицания пользовалось уважением и у варварских народов. Например, Цицерон был знаком с друидом из Галлии, эдуем Дивитиаком, гостем и панегиристом Квинта14.

Дивитиак утверждал, что ему известна наука о природе, которую греки называют фисиологией; он также предсказывал будущее - частично при помощи гадания, частично пользуясь собственной интуицией.

Когда в правление Нерона пожар опустошил Рим, друиды заявили римлянам, что в прошлом Рим был взят галлами, но престол Юпитера остался нетронутым и потому держава выстояла. Поскольку губительное пламя Неронова пожара уничтожило Капитолий, стало очевидным, что боги разгневаны на Рим и господство над миром должно перейти к народам, живущим по ту сторону Альп.

Диоклетиану на постоялом дворе в Тонгре некая друидес-са предсказала, что он станет императором, если убьет вепря (лат. арег). Так и случилось впоследствии: Диоклетиан воцарился, убив префекта претория Апера (вепря).

Эсхатологическое пророчество друидов заключалось в том, что бессмертные души будут воплощаться на земле до тех пор, пока воды и огонь не одолеют их.

Согласно островной друидической традиции король Артур15 должен был возвратиться с острова Аваллон в конце времен, чтобы избавить своих подданных от иноземного гнета.

Основной целью друидического гадания было определение, каковы приметы и предзнаменования на конкретный день, имеют ли они благой или неблагоприятный (др.-ирл. maith // галльск. mat-anmat) характер. Если предзнаменования не внушали особого оптимизма,друиды могли задержать выступление войска или перенести сражение на другой день.

Огонь из рябиновых дров считался у друидов наилучшим для предсказания исхода битвы. Сама процедура гадания по рябиновому огню проходила следующим образом.

Два противостоящих войска разжигали по костру из рябиновых поленьев и веток и напряженно следили за поведением пламени во время горения. Если пламя обращалось в сторону одного из противников, ему следовало спешно отступать, чтобы не быть разбитым, а другому - нападать и преследовать его.

Среди друидов было широко распространено и прорицание